«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Порядок действий в случае блокировки регистрации налоговых накладных

Порядок действий в случае блокировки регистрации налоговых накладных

Все мы помним, что на период карантина, связанного с COVID-19, Верховной Радой Украины установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок, кроме документальных внеплановых проверок, определенных подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины.

В связи с этим налоговые органы сконцентрировали все свои силы и умения на отслеживании хозяйственных операций налогоплательщиков через Единый реестр налоговых накладных (далее — ЕРНН) и остановке регистрации НН. Чаще всего это сопровождается включением предприятия в перечень плательщиков, соответствуют критериям рискованности налогоплательщика и/или остановкой регистрации налоговых накладных/расчетов корректировок.

Законодательно процедура остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки (далее – НН) урегулирован статьей 201 Налогового кодекса Украины и Постановлением Кабинета Министров Украины №1165 от 11 декабря 2019 (вступило в силу 1 февраля 2020), которым утверждены Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — порядок остановки) и Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1165-2019-п#Te... ).

Сначала разберем, какой алгоритм определения подлежит ли НН регистрации или есть основания для остановки такой регистрации. Прежде всего налоговая накладная проверяется на наличие признаков безусловной регистрации, определенных пунктом 3 Порядка остановки. Если имеется хоть бы один такой признак, то налоговая накладная регистрируется. В случае отсутствия признаков безусловной регистрации, проводится:

1. Проверка налогоплательщика на соответствие критериям рискованности. В случае соответствия хотя бы одному из критериев рискованности налогоплательщика — регистрация останавливается.

2. Проверка плательщика на соответствия критериям положительной налоговой истории. В случае соответствия хотя бы одному показателю — проводится регистрация в ЕРНН.

3. Проверка налоговой накладной/расчета корректировки соответствия критериям рискованности операций. Соответствие хотя бы одному критерию — остановка регистрации.

Все эти критерии детально и ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ закреплены в Порядке приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1165-2019-п#Te... ).

Какой же порядок действий, если регистрацию налоговой накладной в ЕРНН приостановлено?

В случае остановки регистрации НН, Вам как плательщику налогов в автоматическом режиме должна быть направлена соответственная квитанция об остановке регистрации НН с предложением предоставить пояснения и их документальное подтверждение. Квитанция ОБЯЗАТЕЛЬНО должна содержать причину остановки регистрации НН. Вам предоставляется право (не обязанность) в течении 365 дней с момента возникновения налогового обязательства предоставить необходимые пояснения и документы.

Основными причинами блокирования являются:

1 ВАРИАНТ — отнесение налогоплательщика в перечень рисковых налогоплательщиков в соответствии с пунктом 8 Критериев рискованности налогоплательщика.

Налоговый орган обязан направить в электронной форме налогоплательщику соответствующее решение, где должен указать, какая именно налоговая информация стала основанием для отнесения предприятия к рисковым. К сожалению, некоторые налоговые органы подходят формально к указания такой информации, поэтому советуем обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением с просьбой предоставить подробную информацию, ставшую основанием для отнесения к рисковым.

С целью исключения из перечня рисковых, налогоплательщик вправе предоставить в электронной форме в налоговый орган информацию и копии документов на опровержение информации, которая стала основанием для отнесения к рисковым. При этом, обращаем внимание, что в объяснениях желательно предоставить информацию о специфике деятельности вашего предприятия, имеющиеся основные средства, помещения, штат сотрудников, а не только договор, расходную накладную и платежное поручение. То есть, необходимо предоставить информацию и документы, которые подтвердят реальность Вашего бизнеса, возможность выполнять заявленные объемы работ / поставки товаров, попробовать посмотреть на ваше предприятие глазами налоговой.

Сообщение о представлении объяснений и копий документов / жалобы на решение комиссии и копии документов при остановке регистрации НН подаются в контролирующий орган в электронном виде в формате ХМL по следующим формам:
— сообщение о представлении объяснений и копий документов по НН, регистрация которых остановлено (код формы J / F 13126);

— жалоба на решение об отказе в регистрации НН (код формы (J / F 13132).

Количество документов произвольного формата (файлов), которые прилагаются к пояснениям либо жалобе не должна превышать 100 шт. Вместе с тем, один файл может содержать копии нескольких документов, при условии, что его размер не превышает 2 Мб.

Перед предоставлением информации и документов желательно устранить те недостатки, на которые обращает внимание контролирующий орган. Например, подать заявление по форме 20-ОПП для того, чтобы сообщить о помещения, используемые предприятием, увеличить количество основных средств и отразить это в балансе, официально трудоустроить работников и тому подобное.

Представленные налогоплательщиком информация и документы рассматриваются налоговым органом в течение 7 рабочих дней. В случае отказа, налоговая направляет еще одно решение с указанием критериев рискованности. При этом, налогоплательщик имеет право повторно подать пакет документов, устранив основания отказа.

2 вариант — объем поставки товара/услуги, указанный в НН, которую подали для регистрации в Реестре, равна или превышает величину остатка.

Необходимо выявить, почему произошло так, что налоговый орган не видит остатка товара. Это может быть обусловлено тем, что поставщик еще не зарегистрировал налоговую накладную на поставленный Вам товар или товар приобретен не у плательщика НДС, или ваше предприятие занимается производством и товары с одним кодом УКТВЭД перерабатываются на другой и т.д.

В каждом из случаев необходимо предоставить пакет документов, не ограничиваясь только первичным документам, а предоставить и документы на транспортировку, хранение, наличие штата работников, отразить наличие экономической требования в цепи поставок и тому подобное. В случае, если ваше предприятие занимается производством или оказанием услуг, то желательно подать на регистрацию Таблицу данных налогоплательщика. Зарегистрированная Таблица данных налогоплательщика является одним из признаков безусловной регистрации налоговых накладных.

Таблица данных налогоплательщика с пояснениями рассматривается комиссией регионального уровня в течение 5 рабочих дней после ее получения. Комиссия регионального уровня принимает решение об учете или неучете таблицы данных налогоплательщика, которое направляется налогоплательщику. В решении о неучете таблицы данных налогоплательщика в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке указывается причина такого неучета. Отказ не лишает налогоплательщика права подать таблицу данных ПОВТОРНО, устранив указанные первичные причины неучета.

После представления Таблицы, в дальнейшем при составлении НН, коды товаров в соответствии с УКТ ВЭД или коды услуг согласно ГК ПУ должны указываться на уровне тех знаков (цифр), которые указаны в прилагаемой Таблицы. Если в таблице коды будут указаны на уровне 4-х первых цифр, а в налоговой накладной / расчета корректировки — на уровне 12-ти цифр, то регистрация такой налоговой накладной / расчета корректировки может быть остановлена (например, код «33.12» и код « 33.12.24-00.00 » не идентичны и понимаются как различные коды).

В случае несогласия с решением налогового органа, налогоплательщик имеет право обжаловать решение в административном (в вышестоящие налоговые органы) или в судебном порядке.

В случае административного обжалования решения комиссии регионального уровня у Вас есть 10 рабочих дней со следующего дня после получения отказа, чтобы направить жалобу на отказ в комиссию центрального уровня (жалоба подается в электронном виде с приобщенными пояснениями и документальным подтверждением позиции). Комиссия центрального уровня рассматривает жалобу в срок до 10 рабочих дней и в результате рассмотрения может либо принять решение о регистрации НН, либо отказать в этом. В случае отказа необходимо обжаловать решение в судебном порядке. В последнее время в большинстве случаев суды принимают решения в пользу налогоплательщиков, если решение налогового органа об отнесении к рисковым является необоснованным и принятым с нарушением норм действующего законодательства.

Кроме вышеизложенных вариантов обжалования, Вы также можете направить жалобы на действия налоговой по остановке регистрации НН в различные органы. Например, действенным может стать направление жалобы о создании незаконного давления на бизнес в Совет бизнес-омбудсмана (https://boi.org.ua/case-studies/393-shvydka-dopomo....

Итак, в случае остановки регистрации НН необходимо комплексно подходить к анализу деятельности компании, возможности осуществления им хозяйственных операций, заявленных к регистрации. Целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые имеют больший опыт с другими клиентами и обладают актуальной судебной практикой. 



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

558
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...