«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Выпуск №109: Что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка

Выпуск №109: Что должны сделать правительства, чтобы остановить обвал фондового рынка

Если правительства США и Европы не смогут в ближайшие недели убедить инвесторов в том, что ситуация находится под контролем, то падение фондового рынка может поставить новый антирекорд. Но если доверие инвесторов удастся вернуть, мы можем увидеть стремительное восстановление рынков, считает основатель онлайн-школы инвестиций iNDEX Антон Баринов.

Фондовый рынок едва ли является точным инструментом оценки финансовых активов, но зато он четко отражает уровень доверия инвесторов к правительствам и центральным банкам отдельных стран. В 2020 году это доверие оказалось подорвано в кратчайшие сроки, причем сразу в глобальном масштабе. В результате мы увидели самое быстрое падение фондового рынка более чем на 20% в мировой истории.

Последний раз глобальная утрата доверия инвесторов происходила в 2008 году, когда правительство США медлило с поддержкой финансовой системы и позволило обанкротиться крупному инвестиционному банку Lehman Brothers. Сейчас поводом для утраты доверия стала запоздалая и непоследовательная реакция американских и европейских властей на распространение коронавируса. Правительства США и Европы не сумели вовремя ограничить перемещение людей и их взаимодействие между собой, в результате вирус стал распространяться неконтролируемо. Возникла реальная угроза коллапса системы здравоохранения из-за нехватки больничных коек и медицинских принадлежностей.

Пока не будут найдены решения, которые позволят в понятные сроки избавиться от вируса и при этом удержать на плаву экономику, рынок будет искать все новое дно. Чем более комплексными и логичными будут эти решения, тем быстрее инвесторы в них поверят и тем скорее фондовый рынок вернется к росту.

Какие конкретно решения могли бы вернуть доверие инвесторов?

1. Системный план победы над вирусом в сжатые сроки, исключающий риск «второй волны» или «ползучей экспансии» 

Инвесторы не питают иллюзий по поводу вакцины, поскольку специалисты в один голос заявляют, что она появится не раньше конца 2020 года. Поэтому вся надежда на действия правительств. Жесткие меры, принятые китайским правительством, выглядят для инвесторов убедительно, поскольку благодаря им Китай смог вернуться к нормальной жизни уже после 6 недель карантина.

А вот действия западных правительств пока вызывают вопросы. В частности, есть опасение, что нестрогие карантинные меры, носящие к тому же локальный характер, неспособны искоренить вирус полностью, а могут только замедлить его развитие в отдельно взятом очаге. При этом остается риск новой вспышки в том же городе или в соседнем, в этом случае карантинные меры будут вводиться повторно снова и снова.

Каскад карантинов длиной в 6-9 месяцев может завести экономику в затяжную рецессию куда большего масштаба, чем была в 2008-2009 годах. Уже сейчас инвестбанки прогнозируют падение экономики США на 14-30% во втором квартале — такого квартального падения не было со времен Великой Депрессии 1930-х годов. Если и в последующие кварталы экономическая активность будет падать из-за новых карантинов, то огромное количество компаний просто разорятся.

Решение, которое удовлетворило бы инвесторов, должно быть комплексным, предохранять от возможных рисков и иметь сжатые сроки. Если итоговый набор мер, принятый в США и Европе, растянет решение проблемы на 6 с лишним месяцев или оставит «лазейку» для второй волны вируса и карантинов, доверие инвесторов останется крайне шатким.

2. Комплексный план поддержки экономики, исключающий риск массовых банкротств и безработицы

До сих пор власти США и Европы пытались поддержать экономику и фондовый рынок главным образом монетарными методами, то есть путем вливания денег в финансовый сектор. В частности, Федеральная резервная система США обнулила процентные ставки и начала массово скупать государственные и ипотечные облигации с фондового рынка.

Этот набор мер поразил своим масштабом, однако инвесторы сочли его недостаточным. Почему? Потому что большая часть этих мер была основана на рецептах кризиса 2008 года. В 2008 году подобные меры были адекватны, поскольку именно некачественные активы и высокий уровень задолженности финансового сектора стали причиной кризиса. Сейчас же причина кризиса — радикальное падение экономической активности в целом ряде отраслей экономики, включая авиаиперевозки, туризм, рестораны, автомобилестроение и др. Предоставление денег банкам эту проблему не решает, поскольку банки не готовы направлять средства на кредитование проблемных отраслей. В результате финансирование просто не доходит до конечного потребителя.

В дополнение к монетарным стимулам Конгресс США обсуждает законопроект, направленный на стимулирование экономики за счет государственного бюджета. Размер пакета стимулов колоссален: он составляет $2 трлн, то есть около 10% годового ВВП США. Меры включают в себя кредиты малому бизнесу на выплату зарплат, увеличение пособий по безработице, субсидии наиболее пострадавшим компаниям (например, авиалиниям), деньги на закупку медицинского оборудования, а также беспрецедентную для США меру: единовременную выплату по $500 на каждого ребенка и по $1200 на каждого взрослого американца, доход которого не превышает $75 000 в год.

Принятие данного законопроекта на какое-то время поддержит людей, потерявших работу или доход, а также крупные компании из проблемных отраслей. Однако вероятность банкротств огромного количества малых и средних предприятий по-прежнему останется высокой.

В условиях снижения выручки малый и средний бизнес не сможет оплачивать аренду и обслуживать долг, даже если предположить, что госкредиты покроют выплату зарплат. Массовые неплатежи за аренду создадут сложности для закредитованных владельцев коммерческой недвижимости, неплатежи поставщикам нарушат производственные цепочки и повлекут волну дефолтов по всей стране, которая в итоге сильно ударит по банковской системе и рынкам капитала.

Остается также риск банкротства многих крупных предприятий, которые не относятся к наиболее проблемным отраслям, но тем не менее сильно страдают из-за карантина. В случае дефолтов по своим обязательствам эти компании уже не смогут возобновить работу после снятия карантина. В итоге миллионы людей потеряют работу, а негативное влияние вируса на экономику будет длиться гораздо дольше, чем карантинные меры.

Механизм поддержки экономики, который мог бы внушить доверие инвесторам, должен учитывать эти риски. Например, правительство США могло бы гарантировать выплаты по всем корпоративным и частным кредитам в течение следующих 3 месяцев. Совокупный корпоративный долг США составляет около $10 трлн, а задолженность населения составляет около $15 трлн. При средней процентной ставке 4% совокупная процентная нагрузка за три месяца составляет $250 млрд. Даже эта сумма вполне укладывается в масштаб готовящихся стимулов, при этом реальная нагрузка на бюджет наверняка будет меньше, если учесть, что многие компании и частные лица все же будут в состоянии обслуживать долги. Для владельцев коммерческой недвижимости такая правительственная гарантия может быть обусловлена предоставлением существенных скидок их арендаторам.

3. Научно обоснованная оценка последствий в случае бесконтрольного распространения коронавируса

Для инвесторов всегда важно понимать худший сценарий, и ситуация с вирусом не исключение. Каковы будут реальные масштабы заболевания и смертности в случае, если ситуация с вирусом выйдет из-под контроля?

Некоторые политики и вирусологи дают прогнозы, согласно которым миллиарды людей будут заражены вирусом и миллионы людей, если не десятки миллионов, погибнут. Судя по всему, эти оценки опираются либо на математику, либо на эмоции и не учитывают никаких дополнительных факторов.

Во-первых, отсутствует понимание, сколько людей в той или иной стране уже переболело вирусом бессимптомно или приняв его за обычное ОРВИ. Такое понимание может возникнуть только в случае массового тестирования населения на наличие антител к вирусу. В итоге вполне может выясниться, что значительная часть населения уже переболела вирусом и имеет к нему иммунитет.

Во-вторых, необходимо учесть потенциальные мутации вируса в случае его распространения на миллионы человек. Возможно, уровень контагиозности и смертности вируса существенно снизится на определенном этапе, что потребует скорректировать масштаб потенциального заражения и смертности.

Проведение научного анализа этого вопроса с привлечением лучших мировых экспертов позволило бы политикам принимать более взвешенные решения, а инвесторам — исключить из возможных сценариев развития ситуации наиболее апокалиптические.

По состоянию на 24 марта фондовый рынок снизился приблизительно на 35% с исторических пиков, достигнутых в конце февраля. Это индикатор не просто коррекции или «медвежьего» рынка, а самого настоящего кризиса. Однако если обратиться к истории предыдущих кризисов, то становится очевидно, что масштаб падения вполне может быть 50% и больше.

Если правительствам США и Европы не удастся в ближайшие недели убедить инвесторов в том, что ситуация с вирусом находится под контролем и хаоса в экономике удастся избежать, то падение фондового рынка может поставить новый антирекорд. Если же доверие инвесторов получится вернуть, то мы можем увидеть столь же стремительное восстановление рынков, сколь стремительным было их падение.

Источник



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

390
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...