Стратегическое бизнес-планирование на предприятии в 2021 году
Стратегическое бизнес-планирование — это выработка новой стратегии работы бизнеса руководителем и/или собственниками этого бизнеса. Так же, это совокупность определённых действий, которые направлены на построение более прибыльной модели будущего своего бизнеса.
"Стратегия" в переводе с древнегреческого означает - искусство полководца. В бизнес этот термин перешел из науки ведения войны.
Целью стратегического бизнес - планирования является достижение сложной цели в долгосрочном периоде.
( Например, сложными целями могут быть: Захват доминирующего положения в своей отрасли; Значительное увеличение чистой прибыли бизнеса; Создание и развитие новых направлений бизнеса и другие подобные цели)
Бизнес-планирование является одним из важнейших инструментов управления бизнесом, который дает возможность поставить правильные цели, выбрать оптимальные и эффективные способы и методы их достижения.
Планирование бизнес процессов – это программа улучшений бизнеса предприятия в четырех областях:
1) Конкурентные преимущества товаров или услуг предприятия (усилить конкурентные преимущества, которые есть сейчас или создать новые конкурентные преимущества).
2) Внести изменения в организацию работы бизнеса предприятия, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий.
3) Финансовая оптимизация работы предприятия – это, легальное уменьшение налогов НДС и налога на прибыль, а также уменьшение финансовых потерь в работе предприятия.
4) Усовершенствование бизнес-процессов в операционной деятельности предприятия с применением инноваций и передовых технологий по управлению бизнесом.
Аналитические этапы бизнес-планирования на предприятии
1. Объективная и всесторонняя оценка текущей ситуации бизнеса предприятия и причин ее возникновения. Выявить сильные и слабые стороны в работе предприятия.
2. Определить конкретные бизнес-цели и финансовые показатели, которые желают получить в будущем собственники и руководители бизнеса.
3. Составить план действий, в котором перечислить все схемы работы и бизнес- ресурсы для достижения поставленных целей.
Основные функции стратегического бизнес-планирования:
1. Распределение имеющихся бизнес-ресурсов на предприятии, а при необходимости, поиск и привлечение новых бизнес-ресурсов.
Рациональное использование и распределение бизнес-ресурсов предприятия, для получения максимальной прибыли от бизнеса. Основные бизнес-ресурсы предприятия включают в себя – финансовые, трудовые, материальные и информационные. Может возникнуть ситуация, что предприятию для создания более прибыльной модели бизнеса, нужно привлекать новые бизнес-ресурсы.
2. Сохранение и развитие своего бизнеса в конкурентной среде внутри отрасли. Выработка правильной политики ценообразования на свои товары (или услуги), чтобы они были конкурентноспособные. Выработка стратегии маркетингового продвижения своих товаров (или услуг). Защита своих покупателей, поставщиков и бизнес-активов от атак конкурентов.
3. Координация, регулирование и контроль исполнения.
Это деятельность руководства предприятия по созданию четкой работы всех подразделений предприятия для направления их действий к осуществлению поставленных целей и задач.
4. Увеличения эффективности работы всех сотрудников и работников предприятия.
Это работа со всем трудовым коллективом предприятия: повышение их профессиональных навыков и квалификации, их финансовая мотивация, контроль за выполнением их должностных и профессиональных обязанностей...
Основных этапах процесса стратегического бизнес-планирования, то это:
Определение миссии вашего предприятия. Если это важно для собственника предприятия...
Постановка бизнес-целей и финансовых показателей для предприятия.
Анализ и оценка внешней конкурентной бизнес-среды в вашем сегменте рынка или отрасли экономики
Анализ и оценка внутренней структуры предприятия, с целью определения сильных и слабых сторон в работе этого предприятия.
Разработка и выбор оптимальной для предприятия бизнес-стратегии
Реализация бизнес-стратегии на практике конкретными сотрудниками или подразделениями предприятия.
Оценка эффективности бизнес-стратегии. (Основные критерии: увеличение или уменьшение чистой прибыли, финансовые потери выше или ниже, количества покупателей у предприятия больше или меньше, увеличение или уменьшение доли предприятия на рынке)
Плановый контроль эффективности работы бизнес-стратегии.
Раньше стратегическое бизнес-планирование применялось только Транснациональными Корпорациями, но сейчас, в мире современного бизнеса данный инструмент находит применение во многих коммерческих структурах и предприятиях большого, среднего и малого бизнеса.
Стратегическое бизнес-планирование помогает предприятию уменьшать коммерческие риски в бизнесе и значительно увеличивает вероятность построения высоко прибыльной модели бизнеса.
Из-за пандемии COVID 19, мировая экономика стала ещё более изменчива и нестабильна, стратегическое бизнес-планирование является верным способом прогнозирования предстоящих проблем и возможностей в различных отраслях бизнеса.
Подводя итог этой статьи, с уверенностью можно сказать, что стратегическое бизнес-планирование дает следующие возможности собственнику и руководителю предприятия:
1) Определиться с четким направлением и темпом развития своего бизнеса
2) Понять тенденции и перспективы отрасли, в которой работает данное предприятие.
3) Продумать какие организационные и структурные изменения должны произойти на предприятии, чтобы оно стало более конкурентоспособным и рентабельным
4) Точно определить в чем реальное конкурентное преимущество предприятия. Если явное конкурентное преимущество отсутствует, то как нужно его создать.
5) Правильно выбрать схемы работы и бизнес-ресурсы, которые нужны предприятию для успешного развития и увеличения чистой прибыли.