Россия и Китай наращивают свои золотые резервы
Экономические комментарии на Западе в отношении Китая и России зачастую окрашены монетаристкими допущениями, совершенно не обязательно разделяемыми Москвой и Пекином. По этой причине денежно-кредитные политики России и Китая понимаются на финансовых рынках не верно, впрочем, как и причины, побуждающие их правительства покупать золото.
Китай в последнее время заметно расслабился относительно своего народа, приобретающего золото, и, похоже, правительство само выкупает всё произведённое в стране золото. Россия также наращивает свои официальные запасы золота при помощи внутренних источников. Результатом со временем станет передача «надземных» золотых запасов в сторону этих стран и их союзников. Геополитические последствия этого очень важны, но игнорируются западными правительствами.
Китай и Россия видят друг у друга много общего: при помощи Шанхайской организации сотрудничества они координируют связанные с инфраструктурой и безопасностью проекты, а также трансграничную торговлю. Кроме того, у тех, кто наверху, есть личный опыт катастрофических недостатков социализма, которые еще не испытывались в Западной Европе и Северной Америке. Следовательно, ни одно из этих правительств не принимают распространённые на Западе экономические или денежно-кредитные концепции без серьёзных оговорок.
Доказательства тому мы недавно наблюдали в России, когда Путин поставил собственного экономического советника Эльвиру Набиуллину в качестве нового главы Центрального банка России. Набиуллина восхищается работами Роберта Хиггса — ведущего американского экономиста Австрийской школы. Поэтому она, вероятно, займёт твёрдую позицию в отношении расширения банковского кредитования, что подтверждается российскими комментаторами, которые полагают, что она будет уделять первостепенное внимание реформам, нежели укреплению банковских балансов.
И она не одинока. Народный банк Китая недавно попустительствовал одномоментному взлёту ставок на денежном рынке на 20 процентов. Послание для тех, кто готовился это увидеть, очевидно: они не собираются подпитывать расширение кредитного пузыря. Обе страны усвоили, каким разрушительным может быть бизнес-цикл кредитования бизнеса банками, и намереваются ограничить банковское кредитование. Западные комментаторы с трудом это понимают, поскольку это не соответствует тому, как работает западная денежно-кредитная политика.
Похоже, что лидеры России и Китая также глубоко осознают важность стабильности валюты в том ключе, в каком этого не понимает Запад. Пример безрассудной денежной политики Запада очевиден. Отсюда следует, что Россия и Китай всё больше обеспокоены в отношении основных валют, учитывая то, что обе страны имеют существенное положительное сальдо торгового баланса. Их уязвимость в отношении рисков этих валют объясняет их благосклонное отношение к золоту. Более того, они знают, что если юань и рубль переживут кризис западных валют, они должны иметь доверие к своим бумажным валютам, которое должно быть подкреплено монетарной сдержанностью и обеспечением золотом.
Хотя китайское и российское правительства являются авторитарными меркантилистами, в их подходе существуют элементы экономики Австрийской школы. Трагедия Запада и Японии в том, что они гурьбой движутся противоположным курсом монетарного ослабления, что в итоге может привести лишь к окончательному уничтожению их валют, и что сделает Россию и Китай доминирующими экономическими державами.