Проект изменений в Налоговый кодекс: косметический ремонт или стимул инвесторам?
Министерство финансов Украины 9 августа представило на своем сайте проект изменений в Налоговый кодекс. Нынешнее правительство отказалось от идеи написания нового Налогового кодекса, тем самым признав, что Налоговый кодекс, принятый в 2011 году во исполнение Национальной программы реформ на 2010-2014 годы "Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава", спустя шесть лет остается достаточно актуальным, качественным и эффективным документом.
Национальная программа реформ на 2010-2014 год заложила базовые направления изменения налогового законодательства (снижение уровня налогового нагрузки на бизнес, поддержка малого бизнеса, упрощение администрирование и повышение прозрачности налоговой системы), которые принципиально важны для привлечения инвестиций.
Авторы проекта изменений в Налоговый кодекс не предложили радикально нового собственного видения перестройки налоговой системы. Значительная часть предложенных изменений основана на идеях Нацпрограммы реформ 2010-2014 года. Жаль, что представителям Министерства финансов потребовалось два с половиной года, чтобы обратиться к этим идеям.
Подавляющая часть предлагаемых изменений касается "электронизации" налогового администрирования, то есть принципов и процедур работы "Электронного кабинета налогоплательщика". Напомню, что еще 2012 году была подготовлена стартовая нормативно-правовая база и реализованы первые технические решения по запуску "Электронного кабинета плательщиков налогов". Сейчас с развитием общего уровня электронизации страны появились новые возможности, которые позволяют более масштабно и качественно перевести отношения между фискальными органами и налогоплательщиками в электронный вид. Если эта мера не останется только на бумаге, прозрачность налоговых операций возрастет.
Авторы изменений в Налоговый Кодекс предлагают довести до логического завершения разделение полномочий между Министерством финансов (формирование налоговой политики) и фискальной службой (реализация налоговой политики, включая контрольно-надзорные функции на областном уровне). Именно этот подход лежал в основе административной реформы 2010 года, когда были разделены функции формирования и реализации политики в центральных органах исполнительней власти.
В проекте изменений к Налоговому кодексу нашли свое отражение идеи Нацпрограммы и Нацпланов реформ 2011-201313 гг. об обнародовании на сайтах фискальной службы информации о запланированных будущих проверках и о налоговых каникулах для малого бизнеса, которые предлагают ввести на пять лет в отношении налога на прибыль.
Среди "новых" предложений в проекте Налогового кодекса шагом вперед можно считать предложение ввести пеню на невозмещенный вовремя государством НДС в размере 120% учетной ставки НБУ и рассматривать эту сумму вместе с телом невозвращенного НДС как долг бюджета. Может, НДС наконец перестанет быть "дорогой с односторонним движением", когда государство годами прощало себе невозврат НДС, но строго карало бизнес за несвоевременную уплату? Но в условиях накопившейся задолженности по НДС (21,7 млрд. грн. в июле 2016 г.) отсрочка по выплатам на один месяц обойдется государству более, чем в 330 млн. грн. (учитывая ставку НБУ 15,5% годовых). К сожалению, найдутся немногие, кто поверит в возможность появления такой нормы в законодательстве, а самое главное, в возможность ее реализации на практике в нынешних условиях.
Логично выглядит предложение не облагать налогом на недвижимость хозяйственные (приусадебные) сооружения. Пора исправлять ошибки предыдущего Кабмина, пролоббировавшего обложение этим налогом даже сараев и помещений для домашнего скота сельских жителей.
В целом, проект изменений в Налоговый кодекс, предложенный Минфином, выглядит всего лишь набором косметических мер. Стены покрасить можно, а дырки в крыше и фундаменте залатать нечем. Из Нацпрограммы реформ 2010-2014 года авторы выборочно взяли только идеи улучшения администрирования и повышения прозрачности налоговой системы. Это необходимое, но не достаточное условие. Где снижение ставок налогов, уменьшение частоты уплаты и сокращение отчетности? Эта мера, предложенная в Нацплане реформ 2010-2014, очевидно, не привлекла внимания авторов нового документа. Где предложения по мерам налоговой поддержки (хотя бы временной!) для экспортеров и с трудом приходящей в себя промышленности? Где сокращение оснований для проведения проверок, введение европейских стандартов защиты прав налогоплательщика? Ситуация с инвестициями в Украине сложилась крайне острая – внутренние капиталовложения в реальном измерении сократились в 2014-2015 годах почти на 40%, а иностранные инвестиции снизились с 58,2 млрд. дол. США на начало 2014 года до 42,8 млрд. дол. США в конце первого квартала 2016 года. Чем Минфин собирается привлекать так необходимого для Украины инвестора? Сейчас нужна агрессивная стратегия привлечения отечественного и иностранного инвестора в Украину, а не простая, пусть и правильная "косметика".
Наряду с правильной "косметикой" авторы изменений в Налоговый кодекс не удержались от новых попыток усилить административное давление на бизнес.
Предложено снять ныне действующий запрет на проведение повторных проверок по вопросам, которые уже проверялись фискальной службой. Тем самым открывается дверь для быстрого роста количества проверок, и убираются стимулы для эффективной работы налоговиков.
Сокращается время, отведенное для бизнеса на ответы на запросы контролирующих органов (15 вместо 30 рабочих дней), в том числе по встречным проверкам (10 вместо 30 рабочих дней).
Растет верхняя планка штрафов за нарушение сроков регистрации налоговых накладных по НДС в едином реестре – с 40% до 50% от суммы незадекларированного налога.
С трех до семи лет повышается срок хранения всех документов, связанных с контролированными операциями.
Вместо ведения/подачи консолидированной отчетности по всем спецразрешениям на пользование недрами операторам договоров о разделе продукции предстоит подавать налоговые декларации по каждому отдельному спецразрешению и / или по каждому эксплуатируемому объекту (читай – каждой скважине). А рентная плата будет уплачиваться до раздела продукции и не будет входить в ее состав, подлежащий распределению. Это сделает менее привлекательными, особенно для иностранного инвестора, договора о разделе продукции, с помощью которых Украина рассчитывала поднять уровень собственной добычи природных ресурсов.
Предлагается ввести налогообложение так называемой индивидуальной деятельности (услуг, представляемых частниками, которые не регистрируются как предприниматели, и не работают как нанятые работники). Им предстоит стать на учет, раз в год подавать декларацию, а раз в месяц платить налог в размере 10% минимальной зарплаты (сейчас – 137,8 грн.). Граничный размер годового дохода для "новых единщиков" – 250 минимальных зарплат (344,5 тыс. грн.).
Иначе говоря, государство готово собирать новые налоги и ужесточать налоговую дисциплину. Но готов ли бизнес работать в условиях, предлагаемых государством? Сейчас не время под хорошими лозунгами повышать фискальное давление.
Бизнесу нужна новая агрессивная и профессиональная стратегия его поддержки, которая станет основой роста доверия к органам государственной власти и выхода страны из тяжелого экономического кризиса. Есть ли в правительстве профессионалы, готовые ее предложить? Вот в чем вопрос…