«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Под знаком допроса: настроения-2015 и перспективы-2016 украинского бизнеса

Под знаком допроса: настроения-2015 и перспективы-2016 украинского бизнеса

ЮРЛИГА обратилась к ведущим юридическим консультантам, обслуживающим бизнес, чтобы понять с каким настроением провожают уходящий год украинские предприниматели разных секторов экономики, а также чего они ждут от года наступающего.

«В воздухе отчетливо запахло 90-ми»… Именно так характеризуют эксперты нынешние взаимоотношения между бизнесом и государственным аппаратом накануне 2016 года. Ощущения долгожданной справедливости, свободы и демократии, нагрянувшие после Революции достоинства, вновь от нас отдаляются. И речь даже не в законодательных инициативах новой власти, сколько в государственном векторе в целом. Казалось бы, наконец-то всех плохих парней разогнали, и все хорошие смогут вдохнуть воздух полной грудью. Но государственная казна пуста, а лучшего способа, чем потрясти предпринимательскую копилку, никто из чиновников не придумал.

«На некоторое время Майдан повлиял на ситуацию в стране. Однако закрепить успехи мы не успели», — делится своими впечатлениями от работы с правоохранительными органами адвокат Денис Овчаров, партнер практики правовой безопасности бизнеса АО «Юскутум». Пока внимание общества было приковано к новой полиции, прокуратура и следствие крепли и развивались. Там, где не получается добиться своего классическим путем, в ход идут допросы и обыски. Причем давление на себе ощущает не только бизнес. «Яркий тому пример — апелляционный суд г. Киева. В этом многострадальном месте сначала провели обыск у главы суда, который выносил «не те» решения по делу «Нефтегаздобычи», а спустя несколько месяцев — в секторе, отвечающем за выдачу санкций на прослушку, — отмечает Д. Овчаров. — Каждый такой обыск отчетливо дает понять судьям и иже с ними — ходить нужно строем и беспрекословно выполнять указания прокуратуры». Такие тенденции, безусловно, отражаются и на рядовых гражданах. Участились обыски «по беспределу», меньше внимания следственные органы стали уделять доказыванию и реальному раскрытию преступлений.

Подводя ИТоги


За последний месяц страной прокатилась волна обысков, накрывшая реальный сектор экономики и, в первую очередь, перспективный IT-рынок. Государство недвусмысленно дало понять, что благоприятные налоговые условия для IT закончились. «Война на востоке очень сильно изменила географию размещения офисов IT-компаний. По моим ощущениям, самым популярным городом после Киева стал Львов. Множество компаний из Крыма и Донецка/Луганска переместились в Днепропетровск, Харьков, Одессу, Николаев, Винницу и Житомир, — делится Дмитрий Гадомский, партнер практики IT и медиа права АО «Юскутум». — Подобные перемещения принесли за собой головокружительные аппетиты для местных чиновничьих элит: это ж какие деньжища повалят — решили они и пошли с обысками».

«Сейчас проходит плановая проверка компании, предоставляющей облачные сервисы. Мы думали, что проверки теперь будут другие, а они все те же, выборочно-скрупулезные, — подтверждает настроения государственной фискальной политики Тамара Краснокутская, начальник юридического департамента ООО «Квазар-Микро». — Налоговики находят нарушения даже там, где уже, казалось, практика давно пошла другим путем: поддают сомнению поставки без ТТН, снимают затраты по аренде, признают нереальными сделки на основании подозрения на нереальность сделок в цепи. Короче, замечаний так много, что сотрудники фискальной службы должны за собой внимательно следить, чтобы не вменить одно и то же дважды».

Действительно, государство наказывает IT со всей пролетарской ненавистью простого чиновника. Пожалуй, единственная причина, почему эта отрасль не была загублена ранее чиновниками, — несерьезное отношение к ней, уверены специалисты. «Приблизительно с марта по декабрь месяц 2015 года не успевала остыть краска в свежем выпуске новостей, как снова появлялось сообщение о новом обыске в IT-компании», — подтверждает Д. Гадомский. Доходило до смешного: обыск проводился накануне заявления о покупке компании одним из технологических гигантов. Причиной послужило подозрение на лицензионный софт. Какое дело милиции до нелицензионного софта, так и не удалось выяснить — ни заявления от правообладателя, ни других доказательств не оказалось.

Вопреки всему украинские IT-аутсорсеры чудом удерживали клиентов. «Зарплаты, конечно, немного остановились в росте, но спада спроса на программистов я не заметил, — подводит итоги Д. Гадомский. — Продуктовые компании тоже не особо ощутили влияние войны и общей экономической обстановки, ведь их рынок — не Украина. А вот рынок IT-интеграции существенно просел. Дата-центры тоже не радуют акционеров сверхприбылью. Думаю, продавцы ПО также не показали особых результатов в Украине».

Вечно подающий надежды агросектор


Что касается аграрного бизнеса, который остается одним из наиболее инвестиционно привлекательных секторов украинской экономики, то 2015 год стал для него годом турбулентности. «К сожалению, ни один из сценариев, предложенных для обсуждения, не нашел поддержки у аграриев. Более того, основные элементы новой налоговой реформы ставят под сомнение саму эффективность аграрного бизнеса в Украине, лишая предпринимателей остатков государственной поддержки», — констатирует партнер ЮФ ILF Сергей Сильченко. Так, в 2016 году ожидаются новые изменения в части налогообложения агробизнеса. Для плательщиков четвертой группы упрощенной системы налогообложения предлагается ограничить объем обрабатываемых земель до 3000 га и ограничить оборот не более 100 млн. грн. в год. Министерство финансов предлагает оставить упрошенную систему лишь для аграриев с оборотом не более 2 млн. грн. в год. Всем остальным необходимо будет переходить на общую систему налогообложения.

Также предусматривается отмена льготного режима уплаты НДС для агробизнеса, за исключением животноводства. В случае отмены льгот по НДС сельскохозяйственным товаропроизводителям нужно быть готовыми к тому, что они могут лишиться оборотных средств для финансирования текущей деятельности и развития, а национальная экономика потеряет экспортную выручку от реализации продукции АПК и инвестиционную привлекательность сектора.

По словам эксперта, одним из ключевых векторов государственной стратегии для украинских аграриев остается отказ от непрофильных активов и приватизация в АПК. Но для того, чтобы, наконец, появились проекты государственно-частного партнерства в агросекторе, необходимо внести ряд изменений в законодательство в части процедуры приватизации имущества, рынка земли и т. д. «Мораторий на операции с сельскохозяйственными землями продлен еще на год, поэтому земельный вопрос остается для аграриев риторическим. В 2015 году участились случаи рейдерских захватов, поэтому защита бизнеса в суде не потеряла актуальности», — отмечает С. Сильченко.

Фармрынок предупреждает


Реформу сферы здравоохранения в Украине в уходящем году также нельзя назвать плодотворной. «Складывается впечатление, что государство не спешит что-то менять в устаревшей системе», — отмечает Борис Даневич, партнер ЮФ Marchenko Danevych. Одним из негативных аспектов 2015 года стало сокращение расходов бюджета на здравоохранение. Более того, основными факторами, тормозящими реформирование отрасли, по-прежнему остаются коррупция, бюрократия и неэффективная судебная система.

Фармацевты предупреждают: если девальвация гривни продолжится в том же темпе, это отрицательно скажется на уровне цен на лекарственные препараты. Уже сейчас активно обсуждается возможное повышение НДС на импорт лекарственных средств и некоторых изделий медицинского назначения до 20 % (нынешняя специальная ставка — 7 %).

Также участники рынка с нетерпением ожидают решения Антимонопольного комитета, которые должны быть вынесены в начале следующего года относительно ряда расследований, касающихся фармрынка. Именно от АМКУ сейчас во многом зависит, как в 2016 будут строиться взаимоотношения между производителями, дистрибьюторами и розницей.

Впрочем, по мнению Б. Даневича, есть и положительные законодательные изменения, которые трудно не заметить. Одним из них является отмена повторной перерегистрации лекарственных средств. Теперь перерегистрация будет проводиться единожды, через 5 лет после регистрации лекарственного средства.

Также были ускорены процедуры государственной регистрации лекарственных средств, предназначенных для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИД, вирусных гепатитов, онкологических и редких заболеваний, которые были зарегистрированы компетентными органами США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канады и стран ЕС и лекарственных средств — победителей в процедуре государственных закупок, проводящихся специализированными организациями.

2016 год сделает нас сильнее?


«Глупость и близорукость чиновников в уходящем году оказали исключительно негативное влияние на IT-отрасль. Но нельзя относиться к происходящему с унынием, — уверен Д. Гадомский. — Государство пилит единственный оставшийся на дереве сук, а сук не то, что не поддается, он растет и растет. Это, как минимум, интересно! Разными рабочими группами разработана масса законопроектов, призванных прекратить похождения государства с протянутой рукой по IT-компаниям. Общество ждет либерализации рынка электронных денег, а также зеленого света для криптовалют. Возможно, после принятия закона об электронных деньгах удастся развить идею электронных сделок, а также электронной первичной документации».

Для украинского агробизнеса закрытие российского рынка стало серьезным вызовом. Поэтому аграрии с помощью отраслевого Министерства активно ищут и осваивают новые рынки: ЕС, Ближний Восток, Китай, Северная Африка. С. Сильченко надеется, что вступление в силу экономической части Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС даст дополнительный толчок этим процессам. Выход на европейские рынки подстегнет к изменениям украинские компании (сертификация продукции, реструктуризация бизнеса в Украине и за рубежом, постановка экспортного менеджмента на предприятии). В то же время бизнесу потребуется поддержка законодателя в части дерегуляции, упрощения процедур сертификации и стандартизации, таможенных процедур и правил. В совокупности такие изменения позволят сектору перейти на новый, более качественный уровень, подтолкнут к выходу на финансовые зарубежные рынки.

Несмотря на все проблемы, представители фармацевтического рынка также достаточно оптимистично настроены и в следующем году ожидают важных изменений. Наиболее обсуждаемым является принятие нового Закона «О лекарственных средствах», который должен стать новой регуляторной платформой отрасли. Ведь действующий Закон принимался еще в 1996 году, а с тех пор на фармацевтическом рынке многое изменилось. Главной целью нового Закона является устранение необоснованных препятствий на пути от производителя к потребителю. Что касается государственных органов, то если их отношение к проведению необходимых реформ в отрасли не изменится, о положительных прогнозах трудно говорить. Впрочем, Б. Даневич надежды не теряет: «На данный момент реформы блокируются на уровне как законодательной, так и исполнительной власти. Минздрав обещает, что в 2016 году реформы будут проводиться гораздо активнее, — хочется верить, что так и будет».

Сергей Саченко, главный редактор портала ЮРЛИГА

Источник: jurliga.ligazakon.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

160
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...