Лето инвестиций: на какую валюту ориентироваться в ближайшем квартале
И пройдут ли финансовые рынки дно в первом полугодии 2015-го?
Вопрос «В какой валюте держать деньги?», казалось бы, временно потерял актуальность даже для тех, у кого остались существенные сбережения. Скачок курса доллара США ко всем основным валютам в феврале-марте ослабил евро, а главное, привел к падению сырьевых цен. Укрепление доллара помогает импортирующим нефть cтранам и бьет по ценам на руду и сталь. А растущие на многих развивающихся рынках процентные ставки не позволяют рассчитывать на скорую стабилизацию цен, в том числе и на украинские активы.
Достаточно посмотреть, на какой фазе экономического цикла находится мировая экономика: цены на акции и качественные облигации в США и других развитых странах близки к историческим максимумам, а сырье остается в падающем тренде.
Ситуация в среднесрочной перспективе начинает напоминать конец 1990‑х годов, когда экономика в мире росла за счет США, затем укрепление доллара и падение сырьевых цен привели к девальвациям и многочисленным дефолтам в Азии и к «неожиданной» финансовой катастрофе в России (1997–1998). И только через два года, после существенного повышения ставок Федеральной резервной системой (ФРС) – до 6,5% – и сдутия фондового пузыря в США, в мире началась новая фаза роста.
Ситуация в среднесрочной перспективе начинает напоминать конец 1990‑х годов, когда экономика в мире росла за счет США, затем укрепление доллара и падение сырьевых цен привели к девальвациям и многочисленным дефолтам в Азии и к «неожиданной» финансовой катастрофе в России (1997–1998)
В чем переждать трудный период, когда покупать у себя на родине еще рано, а дорогие активы в развитых странах – уже поздно? Пока ФРС не начала поднимать процентную ставку и, соответственно, не произошла коррекция финансовых рынков США и ЕС, инвесторам лучше оставаться в долларе и евро (причем евро можно спекулятивно покупать ниже 1,06 евро/$1 с хорошими шансами увидеть 1,10–1,11 евро/$1). Но доллар США среднесрочно, скорее всего, продолжит рост, и курс 1 евро/$1 вполне возможен в 2015 году. В свою очередь это будет «давить» все долларовые цены вниз.
Инвесторам и бизнесу вообще важно видеть признаки достижения дна в экономике и на финансовом рынке. Какой индикатор подскажет, на дне ли курс гривны к доллару или евро, цены на бизнес‑активы и долги? Стоит ли покупать акции в США, если на фондовом рынке будет коррекция или нефтяные активы при минимуме в ценах на нефть?
По опыту кризисов 1997–1999 годов и в меньшей степени краткосрочного кризиса 2008–2009 годов (повлиявшего на все рынки, но все же оставшегося прежде всего «внутриамериканским») критериями достижения дна в ценах на финансовые активы в 2015‑м будут:
– достижение долларом максимальных значений к большинству валют к середине года (в первую очередь это будет заметно по евро – курс может снизиться до паритета);
– снижение цены нефти в первом полугодии еще на 20% и более, что может примерно совпасть по времени с заполнением всех резервных емкостей в США, ЕС и всех танкеров (это уже близко).
Важнейшей точкой разворота падающих трендов в сырье и на развивающихся финансовых рынках будет решение ФРС о первом повышении ставки, скорее всего, на первые 0,25 п. п. в июне текущего года. Это хоть и вызовет укрепление доллара, но скажется негативно на ценах акций и облигаций, а также положит конец повышению цен на энергоносители
Важнейшей точкой разворота падающих трендов в сырье и на развивающихся финансовых рынках будет решение ФРС о первом повышении ставки, скорее всего, на первые 0,25 п. п. в июне текущего года. Это хоть и вызовет укрепление доллара, но скажется негативно на ценах акций и облигаций, а также положит конец повышению цен на энергоносители. В результате валюты большинства развивающихся рынков стабилизируются летом‑осенью. Гривна в случае отсутствия «сюрпризов» на востоке страны может даже укрепиться на уровне, ненамного ниже текущего.
В США и ЕС коррекции фондового рынка должны будут завершиться к лету, цены на активы начнут расти. Покупать при этом нужно будет прежде всего акции компаний-экспортеров, выигрывающих от ослабления национальных валют. Затем настанет очередь недвижимости – от стран ЕС (Германии, Польши, Латвии) до Украины (в крупных городах). Перелом тренда также поможет облигациям развивающихся рынков, особенно бразильским, турецким (и даже российским, если, конечно, не будут усилены экономические санкции).
Таким образом, инвесторам имеет смысл, во‑первых, подождать реализации описанных выше событий на глобальных рынках: «дно» в нефти, ставка ФРС, курс доллара к евро и коррекция акций в США. А во‑вторых – инвестировать на национальных рынках тогда, когда на дне окажется и потребительский спрос.