Курс молодого наследника: как перевоспитать миллионера
Британец Сэнди Лодер готовит наследников многомиллионных состояний к принятию семейного бизнеса. Какие методы он использует в работе?
Когда Гари Мартину было 17 лет, он заработал свой первый миллион на торговле недвижимостью, продолжив бизнес отца. Сейчас ему 26, он владеет The Martin Group — группой компаний в сфере недвижимости и строительства. Фредди Шеридану 28 лет, и в январе 2013 года он стал руководителем компании своего отца Sheridan&Co с ежегодной выручкой в £10 млн. Познакомились молодые люди в Лондоне на курсах Сэнди Лодера для «начинающих наследников».
Трудности передачи
Идея создать специальные курсы подготовки наследников к приему семейного бизнеса пришла Сэнди Лодеру несколько лет назад. Потомок семьи Флемингов, к которой принадлежат и знаменитый автор бондианы Ян Флеминг, и основатель Агентства денежного обращения Саудовской Аравии Ричард Флеминг, Сэнди 18 лет проработал в компании Fleming Family & Partners, основанной его прадедом Робертом Флемингом еще в конце XIX века. Компания на протяжении ста лет занималась оформлением трастов, а под руководством Сэнди стала одной из крупнейших в Европе, оформив более трехсот инвестиционных трастовых капиталов.
Однако уже во время работы в Fleming Family & Partners Сэнди начал задумываться о том, что его опыт управления семейными бизнесами может помочь не только Флемингам. Капитан британской армии, в 20 лет управлявший командой в 30 человек и разрабатывавший программу приема офицеров на службу, выпускник Гарвардской бизнес-школы, Лодер сначала создал одну из ведущих образовательных программ для будущих лидеров Next Generation Education, а в 2010 году решил открыть собственное дело –– агентство консультаций в семейном бизнесе.
Сегодня его фирма AH Loder Advisers –– одна из самых востребованных в своей сфере в Великобритании, финалист международных наград Family Business Advisor of the Year и Red Ribbon Award, а его клиенты — одни из самых успешных молодых наследников в Британии. Однако обращаются в AH Loder Advisers именно тогда, когда успех и богатство перестают радовать.
«Как правило, у семейных бизнесов есть две проблемы, –– говорит Сэнди, –– это семья и бизнес.
Оба организма настолько сложные и тонкие, что большинству из нас трудно контролировать даже один из них. Представьте, что происходит, когда что-то идет не так в обоих».
А не так что-то идет обычно именно в момент передачи бизнеса в новые руки. Изучив сотни историй, Сэнди пришел к выводу, что в большинстве случаев семейный бизнес живет не более ста лет (или не более трех поколений). Первое поколение начинает бизнес, второе тратит деньги, а третье рискует остаться ни с чем. То есть третье поколение наиболее уязвимое, именно ему чаще всего бывает необходима помощь извне. «Дело в том, — объясняет Сэнди, — что большинство современных родителей-предпринимателей предоставляют своему чаду слишком красивую жизнь, и когда дело доходит до управления многомиллионной компанией, такие дети просто теряются, вне зависимости от статуса, возраста и образования. Даже если они закончили университет или курсы MBA, то, как правило, при столкновении с реальностью большого бизнеса их навыки оказываются недостаточными. Тогда и обращаются ко мне».
Фредди Шеридан пришел к Сэнди по настоянию отца после учебы в частной школе-пансионе Регби и на экономическом факультете Лондонского университета. «Это, в общем-то, лучший опыт наставничества, который у меня был», — рассказывает Шеридан, сидя за стеклянным столом в центральном офисе своей компании в престижном лондонском районе Мэйфейр. Каждый день Фредди и Сэнди занимались за этим столом подробным разбором всех бизнес-планов, успехов и промахов молодого наследника. «Я часто пасовал, — вспоминает Шеридан, — но Сэнди научил меня тому, что нет безвыходных ситуаций и у всех проблем есть решение. По крайней мере, у него оно было всегда, у него колоссальный опыт в этом».
Любыми средствами
«Вообще, Сэнди склонен к жестким методам, он сам прошел армию и понимает, что значит дисциплина, — рассказывает двадцатичетырехлетний миллионер Гари Мартин. –– Меня, например, он отправил в экспедицию в Арктику с собачей упряжкой». Экспедиция в Арктику — еще один необычный, но эффективный метод перевоспитания чувств, придуманный Лодером для воспитания лидерских качеств. Каждому участнику экспедиции дается собачья упряжка и маршрут в 250 км, который они должны пройти самостоятельно, в одиночку. Именно такие экстремальные условия могут сравниться с ситуацией наследования семейного бизнеса по уровню ответственности и задействования лидерских качеств, считает Лодер. Кроме того, самостоятельное путешествие по Арктике учит молодых людей полагаться только на свои силы, не искать помощи у родителей и полностью выявить свои слабые и сильные стороны, что в дальнейшем поможет им правильно оценить силы при наследовании бизнеса. «И хотя, наверное, напрямую на ведения бизнеса мне эта экспедиция никак не повлияла, — вспоминает Мартин, — это были потрясающие пять дней, которые помогли мне лучше разобраться в себе, стать смелее, попробовать новое». Экспедиции стартовали в 2011 году и проходят каждую весну, стоимость такого путешествия — £6000.
Правда, на путешествие в Арктику отваживаются не все клиенты агентства Лодера, среди которых, как правило, много представителей аристократических семей из Европы и Ближнего востока, а в ближайшем будущем Сэнди надеется и на российских клиентов, которых пока лишь несколько человек.
«Все мои потенциальные русские клиенты, как правило, разбогатели совсем недавно. Их не столько интересует проблема сохранения и передачи бизнеса, сколько увеличение его любой ценой. Поэтому пока они обращаются ко мне только за начальной консультацией», –– говорит Сэнди.
«Действительно, в России сама система наследования была стерта историческими условиями», –– подтверждает Александр Никитич, глава международной образовательной компании Carfax Education, которая консультирует российские семьи по всем вопросом образования в Великобритании, Швейцарии и Саудовской Аравии, а недавно начала сотрудничество с AH Loder Advisers на российском образовательном рынке и является эксклюзивным представителем агентства в России. Клиентов у агентства в России пока нет, пока проводятся только консультации и встречи.
Семейное перевоспитание
Агентств, подобных AH Loder Advisers, не только в России, но и в мире, немного. Во многих крупных банках есть отделения, которые специализируются на семейном капитале, но традиционно такие организации созданы для поддержания лояльности клиента через поколения и не предполагают психологической или воспитательной функции, на чем основан бизнес Лодера. Существуют многочисленные «программы лидерства» для молодых людей, например, при курсах MBA, однако на них не учитываются сложные взаимоотношения внутри семьи, которые часто и становятся основной проблемой при передаче бизнеса.
Сам же Сэнди говорит, что лучшая аналогия — это «хорошее родительское воспитание, отсутствие излишеств даже в условиях вседоступности».
Отличный пример — сын Виктории и Дэвида Бекхэмов Бруклин, недавно мировые таблоиды взорвались новостью о том, что он зарабатывает на карманные расходы баристой в кофейне «Старбакс» где-то на окраине Лондона.
Такое воспитание в агентстве Лодера только поддерживают. Скорее всего, наследники английского футболиста не появятся в ряду их клиентов. Впрочем, подход к каждому клиенту здесь очень индивидуален — вне зависимости от происхождения. «История каждой семьи уникальна, где-то родители обращаются за советом, где-то сами дети знакомятся со мной и понимают, что могут многое от меня взять, — комментирует Сэнди. — Но вне зависимости от этого, первое, что я делаю, — это работаю с личностью, определяю характер, комплексы, проблемы, потенциал и, конечно, желания. А поверьте, очень часто они сами не могут понять, чего хотят».
Индивидуальный подход
У Сэнди разработана особая система психологического и эмоционального тестирования, комбинация специализированных психологических программ и личного опыта. На первой встрече определяются проблемы и задачи и составляется личный план действий. Кому-то нужны будут просто консультации и индивидуальная программа развития личности, кому-то придется закрыть счет, кого-то отправить в Арктику, а кому-то помочь понять, что семейный бизнес — это не его стезя, и отказаться от наследования в пользу собственной живописной мастерской (были и такие случаи).
От специфики работы зависит и количество специалистов, которые будут работать с клиентом (у агентства Лодера порядка десяти постоянных партнеров-специалистов в развитии семейного бизнеса), и длина курса (обычно от трех до шести месяцев), и стоимость услуг (чтобы перевоспитать наследника, придется отдать от £400 до £600 в час).
В результате, по словам Сэнди, наследник обучится пяти необходимым качествам, которые позволят ему стать успешным не только в бизнесе, но и в жизни. «Это ум, способность независимого суждения, смелость преодолеть статус-кво, работа, нацеленная на результат, и ответственность за последствия своих действий», — перечисляет Лодер.