Как планирует свои дела создатель Amazon
Джефф Безос, генеральный директор и основатель крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon, одержим долгосрочным планированием. Его суперсекретная аэрокосмическая компания Blue Origin работает с 2000 года, но движется настолько неспешно и кропотливо, что по сравнению со SpaceX Элона Маска и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона почти неизвестна. Другой проект Безоса — огромные механические часы, которые строятся в горах Техаса за $42 млн и должны проработать не меньше 10 000 лет.
Зачем загадывать так далеко? Безос ответил на этот вопрос в письме акционерам в 1997 году, когда Amazon вышла на биржу. Основная идея сводилась к тому, что невозможно оценить потенциал людей или компании, если не планировать в долгую. Каждый следующий год Безос прикладывал к новому письму текст 1997 года. И каждый новый год подтверждал его правоту. За семнадцать лет Amazon прошла путь от гаражного стартапа с несколькими сотрудниками до участника рейтинга 100 крупнейших компаний Америки во многом благодаря умению фиксироваться на долгосрочных проектах вроде Amazon Kindle.
"Все строят планы на три года вперед. Поэтому когда строишь трехлетние планы, приходится конкурировать с множеством людей, — говорил Безос. — А вот если планируешь на семь лет вперед, то число конкурентов сокращается в разы. Мало кто задумывается о таком отдаленном будущем".
Как научиться такому подходу? Авторы издания 99U проанализировали интервью и речи Безоса и вывели несколько правил:
1. Излагайте идеи письменно. На совещаниях сотрудники Amazon показывают друг другу не презентации, а длинные, связные тексты. В отличие от презентации текст нельзя читать вполглаза. Еще труднее его написать. Невозможно сочинить шесть страниц легко читабельного и хорошо структурированного текста и не разобраться при этом в проблеме.
2. Сделать сотрудников совладельцами, чтобы стимулировать на долгосрочное развитие. В Amazon нет привычных для Кремниевой долины вещей — высоких зарплат, изобилия бесплатной еды, роскошных офисов. Компания мотивирует сотрудников опционами. Это дает ощущение сопричастности, "чувство хозяина".
3. Правило "двух пицц". Безос — противник того, чтобы сотрудники из разных отделов много общались между собой. Он считает, что идей от этого становится меньше, что все начинают обезьянничать друг с друга. Его подход — культивировать децентрализацию, насколько это возможно. Чем в компании больше команд, тем больше идей. Каждая команда должна быть такого размера, чтобы ее можно было накормить максимум двумя пиццами.
4. Выделять время на размышления о будущем. Безос тратит на это два дня в неделю. Иногда он просто бродит по интернету, иногда назначает не связанные с работой встречи.
5. Регулярно проверять ход работ над долгосрочными задачами. Раз в квартал Безос встречается с помощником и проверяет прогресс по 12 долгосрочными проектам. Это помогает сохранить фокус и не отвлекаться слишком сильно на новые, мимолетные идеи.
6. Движение "задом наперед". Amazon занимается многим: продажей товаров, изданием книг, созданием контента, хостингом. Стороннему наблюдателю развитие Amazon может показаться бессистемным. Но это только на первый взгляд. Большинство компаний в своем развитии отталкиваются от своих навыков и компетенций. Безос считает, что любой навык со временем устаревает, поэтому Amazon должна все время осваивать новые для себя области.