№28: Нужно ли воевать с контрабандой
Объявленная правительством война с контрабандой пока не дает ожидаемых результатов. В Кабмине отрапортовали, что в 2017 году благодаря борьбе с контрабандой от таможни в бюджет поступило на 70 млрд грн больше, чем в 2016-м. пишет minfin.com.ua
Поступило больше, но контрабанда тут ни при чем, — пишет на своей странице в Facebook экономист Виктор Скаршевский. По его мнению, увеличению таможенных отчислений способствовали другие факторы. Это рост объемов импорта на 19% (что дало дополнительно 45 млрд грн.), отмена с 2017 года нулевой ставки НДС на импорт природного газа (плюс 15 млрд грн.), девальвация гривны на 4% ( плюс 10 млрд грн.).
«Вот и получается — плюс 70 млрд грн. и никакой реальной борьбы с контрабандой», — отмечает эксперт. По его мнению, фактически от борьбы с контрабандой в бюджет в 2017 году поступило $1,7 млн, а за полгода 2018 — $1 млн. «Сравните 1,7 млн. с $3 млрд потерь бюджета от контрабанды — «эффективность» борьбы составляет 0,05%», — резюмирова он.
Экономист также пишет, что в июле впервые с февраля этого года был выполнен план по доходам от таможни. «У меня такое впечатление, что ежемесячные планы будут выполняться и в дальнейшем.
Но не благодаря борьбе с коррупцией, а по причине ускорения девальвационных процессов. Курс будет идти к целевой отметке, которая заложена в законе о Госбюджете на 2018 год — 30,1 грн./$.
Что касается суммы недополученных в бюджет из-за контрабанды средств, то ее можно оценить в $3-3,5 млрд в год (порядка 30% от таможенных поступлений). При этом, порядка $1,5 млрд оседает в карманах разных силовых структур — таможни, СБУ, прокуратуры.
Естественно, что никто просто так не отдаст эти $1,5 млрд.
Поэтому сейчас и активно включилось МВД в «борьбу» с контрабандой, потому что пирог большой. С другой стороны, в процессе контрабанды задействованы не только чиновники, но и огромное количество украинских граждан — целые приграничные села живут с этого.
Поэтому, если резко прекратить контрабанду, сразу же появится огромное количество безработных, цены на импортные товары вырастут на 20-25%, усилится социальное напряжение», — не исключает Скаршевский.