Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №18: Почему не надо бояться копирования вашего бизнеса
Свободный от конкурентов рынок — мечта основателя каждого стартапа. В реальности все обстоит иначе. Даже если ваш продукт или услуга несут для целевой аудитории новые ценности, его быстро скопируют.
Напрасно тратить энергию на борьбу с имитаторами, намного лучше постараться извлечь из этой ситуации плюсы. Например, сделать целых пять полезных выводов.
Итак, разберемся, почему ваш продукт скопировали и что теперь с этим делать.
Причина №1. Идея прошла проверку на прочность
Запуск любого бизнеса — это время и деньги основателей или инвесторов. Если кто-то тратит на копирование вашего продукта или услуги такие ценные активы, значит, он в них поверил. А если на проект привлекали инвестиции, значит, в вашу идею поверил и опытный бизнесмен, который готов рискнуть своими активами.
Причина №2. Конкуренты помогут создать рынок
Новый продукт или смена устоявшихся подходов требует значительных инвестиций на преодоление сопротивления и донесение ценности до основного рынка на любом этапе. Между ранними последователями, до которых относительно легко «достучаться» посредством типовых каналов рекламы и PR, и большинством потребителей огромная пропасть, в которой погибает немало интересных решений.
Те, кто копирует Ваше решение, создают дополнительные мощности и ресурсы для того, чтобы донести ценность предложения до конечного потребителя и создать на него дополнительный спрос. Несомненно вдвоем, или втроем дойти до конца «мертвой» пустыни гораздо проще, а зачастую и быстрее.
Причина №3. Стартап найдет свою уникальную нишу
Большинство событий на рынке можно предвидеть, наблюдая за определенными сигналами. Появление продукта или услуги, в точности повторяющих ваше предложение, это сигнал того, что вам пора задуматься о своей «изюминке». Если бизнес легко копируется, значит, в нем нет серьезной ценности и он слабо защищен. Стратегий для создания ценности достаточно много: от нишевания (ориентации на определенный узкий сегмент) до создания целостного продукта (комбинация первоначальных функций и сопутствующих бонусов, в том числе дополнительных услуг, которые максимально соответствуют ожиданиям клиента и даже предугадывают их).
Если вы правильно трактуете появление копий своего продукта, то начнете поиск своей уникальности задолго до начала массового перетока клиентов к конкурентам. А значит, у вас будет время на разработку и создание уникального предложения и ценности для целевой аудитории.
Причина №4. Значит, вы на шаг впереди
В любой сфере есть свой цикл производства, который занимает ощутимое время (особенно если речь про интеллектуальный бизнес не в формате купи-продай). Но главное, что в рамках цикла производства копия вашего решения — это, зачастую, слепок с давно минувших дней. Это не даст преимуществ вашим конкурентам. Ваша задача — двигаться вперед и постоянно искать новые уникальные решения и продукты для развития вашего бизнеса.
Причина №5. Вы получите новые знания о рынке
Часто стартапы попадают в ловушку собственных убеждений и не проверяют гипотезы, которые могут принести успех. С помощью «копий» и наблюдений за ними вы можете получать дополнительные сведения о своей аудитории. О том, что для нее важно помимо предлагаемых вами условий, о ценности для клиента и поведенческих законах, работающих на вашем рынке.