Выпуск №103: Новый Закон о предотвращении отмывания доходов. К чему готовиться?
На словах власть поддерживает отечественных предпринимателей, пытается вернуть наших работников, создать благоприятный инвестклимат, а на практике возлагает на бизнес дополнительные расходы, обязательства и ответственность.
В конце 2019 парламент принял Закон №361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Документ принят на смену одноименному действующему Закону Украины от 14 октября 2014 №1702-VII (далее — «Закон №1702-VII»).
Принципиальным отличием старой и новой редакцией закона является то, что специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга обязаны будут проводить финансовый мониторинг любых финансовых операций клиентов, где субъекты первичного финансового мониторинга будут действовать от имени и / или по поручению клиента.
Иными словами, компании, предоставляющие юридические, бухгалтерские услуги, консалтинговые услуги по вопросам налогообложения, нотариусы, риэлторы и т.д. должны проверять своих клиентов.
И еще одно новшество. Отныне юридические лица должны назначить ответственного работника за осуществление мониторинга и обеспечивать его обучение и ежегодное повышение квалификации. К такому лицу предъявляется ряд серьезных требований.
В частности, работник должен иметь безупречную деловую репутацию и соответствующую квалификацию. К полномочиям лица, ответственного за финмониторинге принадлежать целый спектр регулярных действий. Среди них:
— сообщать о финансовых операциях, подлежащих финмониторинга;
— сообщать о разногласиях между сведениями о конечных бенефициарных владельцев клиента;
— проверять деятельность любого подразделения субъекта первичного финансового мониторинга и его работников по выполнению ими внутренних документов по вопросам финансового мониторинга и тому подобное.
Итак, отныне бизнеса необходимо:
1) создать новую штатную единицу
2) найти на рынке труда специалиста, который имеет востребованный профайл, или провести внутреннюю кадровую ротацию.
Учитывая всю тяжесть вышеупомянутых функций, очень сомневаюсь относительно успешного закрытия этой должности за счет штатных работников.
Отдельной статьей (ст. 32) в новом Законе перечислены размеры штрафов, которые могут быть применены к субъектам первичного финансового мониторинга.
В зависимости от вида нарушения размер такого штрафа составит от 12 до 100 необлагаемых минимумов (204000 грн — 1700000 грн). Такие суммы под силу далеко не всем, а для кого-то их начисления может привести к банкротству.
Для представителей бизнеса этот закон означает появление дополнительных расходов, обязательств и ответственности. К тому же, есть риск уменьшения доходов, ведь теперь меньше клиентов осмелится воспользоваться услугами лиц, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга.
Представьте себе, как заказчик может доверять бухгалтеру или риэлтору, если будет знать, что они обязаны контролировать его финансовые операции и сообщать о них уполномоченный орган?
Получается, что на словах власть поддерживает отечественных предпринимателей, пытается вернуть наших работников на родину, создать благоприятный инвестиционный климат, а на практике возлагает на бизнес дополнительные расходы, обязательства и ответственность.
Учитывая, что закон вступает в силу в конце апреля 2020, советую подождать по крайней мере до конца марта и не спешить с назначением ответственных за осуществление первичного мониторинга.
Объективно волна массового недовольства со стороны представителей бизнеса заставит законодателей сделать выводы и отменить поспешно принят нормативно-правовой акт.
Источник: https://biz.censor.net.ua/m3174780