Журнал о бухучете и налогах для практиков № 9 (869) Март (I) 2017
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Налоговая милиция: чем ее хотят заменить
Бесплатная продажа: снова — двойной НДС
Акциз-2017: многое изменилось
Загрансуточные: раньше и сейчас
Индексация зарплаты: входит ли в 3200
Импорт без ввоза: полезные нюансы
Соблюдение минзарплаты: налоговая — не проверяет
Местные налоги: харьковские подробности
Неполное рабочее время: особенности
Великобритания: та еще юрисдикция
Темархив: НДФЛ: Декларация с Инструкцией
Жизнь до 80 евро
Определение суточных при командировке в визовую страну: что было и как стало
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 02.02.2017 г. № 1946/6/99-99-13-02-03-15
Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрела письмо <...> относительно подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость расходов на командировку, и в пределах компетенции сообщает, что ответ предоставляется согласно нормам Кодекса, действующим в 2016 году.
Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом ІV Кодекса, согласно п/п. 165.1.11 п. 165.1 ст. 165 которого в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются, в частности, средства, полученные плательщиком налога на командировку или под отчет и рассчитанные согласно п. 170.9 ст. 170 Кодекса.
В соответствии с п/п. 170.9.1 п. 170.9 ст. 170 Кодекса в налогооблагаемый доход не включаются расходы на командировку, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу — не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки.
Сумма суточных определяется в случае командировки:
в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд),— согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;
в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд),— согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или документе, который его заменяет.
При отсутствии указанных соответствующих подтверждающих документов, приказа или отметок уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в паспорте или документе, который его заменяет, сумма суточных включается в налогооблагаемый доход плательщика налога.
С учетом изложенного основанием для невключения суммы суточных в налогооблагаемый доход плательщика налога в случае командировки его в страну, въезд на территорию которой осуществляется при наличии визы, является, в частности, отметка уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или документе, который его заменяет.
Вместе с тем информируем, что Законом Украины от 21 декабря 2016 года № 1797-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» внесены изменения в абзац тринадцатый п/п. 170.9.1 п. 170.9 ст. 170 Кодекса, а именно: слова «и отметками уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или документе, который его заменяет» заменены словами «при наличии документальных доказательств пребывания лица в командировке (отметок пограничных служб о пересечении границы, проездных документов, счетов на проживание и/или любых других документов, подтверждающих фактическое пребывание лица в командировке)».
И. о. Председателя ГФСУ М. Продан
От редакции
В комментируемом письме налоговики напомнили старый порядок по суточным при командировке в визовую страну, действовавший до 2017 года.
Но с этого года законодатели смягчили требования. При командировке в визовую страну сумма суточных определяется согласно приказу о командировке и при наличии документальных доказательств пребывания лица в командировке, в том числе и проездных документов, счетов за проживание и других документов, подтверждающих фактическое пребывание. Об этом тоже сообщается в письме ГФСУ от 02.02.2017 г.
Ну а кроме того — напоминаем, что выросли до экв. 80€ и сами зарубежные суточные (поправка А. Кирша). Эта норма не социальная (нет денег — дадут меньше), а чисто налоговая: сколько идет в затраты и не облагается НДФЛ (см. обновленный п. 170.9.1«а» НКУ в «Бухгалтере» № 4'2017 на с. 8т).
— Пить! Курить! Говорить! Рекламировать!
Социальная реклама о вреде алкоголя и табака: нюансы (без)ответственности
Письмо Министерства юстиции Украины от 24.11.2016 г. № 41516/1396-0-2-16/8
Министерство юстиции рассмотрело обращение <…> относительно предоставления разъяснений касательно ответственности за нарушение осуществления отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков, и сообщается следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона Украины «О рекламе» рекламодатели алкогольных напитков и табачных изделий обязаны в порядке, предусмотренном законами Украины, направлять на производство и распространение социальной рекламы относительно вреда табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5 процентов средств, израсходованных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в пределах Украины.
Согласно п. 42 ч. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины отчисления от суммы средств, израсходованных на рекламу табачных изделий и/или алкогольных напитков в пределах Украины, относят к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 1997 года № 997 утвержден Порядок отчисления на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкогольных напитков.
Так, п. 2 указанного Порядка предусмотрено, что рекламодатели табачных изделий и/или алкогольных напитков обязаны направлять на производство социальной рекламной информации о вреде табакокурения и употребления алкоголя не менее 5 процентов средств, израсходованных на распространение в пределах Украины рекламы табачных изделий и алкогольных напитков. Указанные отчисления перечисляются в специальный фонд государственного бюджета.
Однако в соответствии с абзацем вторым ч. 2 ст. 4 Бюджетного кодекса Украины, если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, нежели в данном Кодексе, применяются соответствующие нормы данного Кодекса.
<…>
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Кабинета Министров Украины от 16 февраля 2011 года № 106 «Некоторые вопросы ведения учета налогов, сборов, платежей и других доходов бюджета».
Так, согласно приложению к указанному Постановлению контроль за взиманием поступлений по коду бюджетной классификации 24060500 (по актам проверок) возложен на ГФС.
Также информируем, что согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года № 375, главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую и бюджетную политику, является Министерство финансов. <…>
Первый заместитель Министра Н. Севостьянова
От редакции
Напомним, что в свое время в «Бухгалтере» № 34'2014 на с. 30–31 мы уже акцентировали внимание на том, что требование законодательства о необходимости отчисления рекламодателями в бюджет 5% средств, израсходованных ими на распространение рекламы алкоголя и табака — есть, а наказание за его несоблюдение — отсутствует.*
* Об этом говорится и в письме Госпродпотребслужбы от 18.11.2016 г. № 603-154-2/21341.
Более того, по нашему мнению, законодательством Украины не предусмотрен орган контроля за начислением и выплатой отчислений на соцрекламу**.
** Вывод сделан на момент написания статьи.
К сожалению, Минюст так и не смог ответить на вопрос о штрафных санкциях за невыполнение норм ч. 8 ст. 22 Закона «О рекламе», но зато через 2,5 года с трудом обнаружил орган контроля за взиманием поступлений по коду бюджетной классификации 24060500* (по актам проверок) — им оказался ГФС.
Но главный финансовый орган — это все-таки Минфин. С него и спрос!
* Приложением 1 к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» к доходам Госбюджета на 2016 год отнесено отчисление от суммы средств, израсходованных на рекламу табака и/или алкоголя в пределах Украины (код 24060500).
Сторож за ночную работу получает больше, чем врач за дневную
А вот сумма индексации уже включена в «трудовую» доплату до минзарплаты
Письмо Министерства социальной политики Украины от 13.02.2017 г. № 317/0/101-17/282
Относительно включения индексации в выплаты, которые учитываются в зарплате при обеспечении ее минимального размера
(извлечение)
<...>
В соответствии со статьей 31 Закона [«Об оплате труда»] (в редакции Закона Украины от 06.12.2016 г. № 1774-VІІІ) размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную (часовую) норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы.
То есть если работником выполнена месячная норма труда, ему должны начислить заработную плату не ниже размера минимальной заработной платы.
Частью второй статьи 31 Закона определен исчерпывающий перечень выплат, которые не учитываются при исчислении размера заработной платы работника для обеспечения ее минимального размера. Это — доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам.
Все остальные составляющие заработной платы, не перечисленные в части второй статьи 31 Закона, должны учитываться в минимальной заработной плате.
То есть сумма индексации, определенная в соответствии с пунктом 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 № 1078 (с изменениями), включается в выплаты, которые должны учитываться в заработной плате при обеспечении ее минимального размера.
Директор Департамента Минсоцполитики Украины А. Товстенко
От редакции
Как известно, с 01.01.2017 г. минимальная заработная плата — это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную месячную (часовую) норму труда. Она устанавливается одновременно в месячном и почасовом размере (ст. 93 КЗоТ и ст. 3 Закона «Об оплате труда»). И в 2017 году эти два показателя равны, соответственно, 3200 грн и 19,34 грн. Минзарплата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования, а также физлиц, которые используют труд наемных работников по любой системе оплаты труда.
Учитывая это, в Закон «Об оплате труда» внесли новую статью 31, где зафиксировали гарантии обеспечения минзарплаты.
Во-первых, размер зарплаты работника за полностью выполненную месячную (почасовую) норму труда не может быть ниже величины минзарплаты.
Во-вторых, при исчислении зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитывают выплаты, непосредственно упомянутые в ст. 31 Закона «Об оплате труда», а также начисленные за неотработанное время, которые не зависят от отработанного времени*, и, конечно же, незарплатные выплаты**. Разумеется, последние два вида выплат прямо в Законе «Об оплате труда» не упомянуты. Но такой вывод можно сделать с учетом определения термина «минимальная заработная плата» (см. выше), ведь в нем речь идет о размере зарплаты за отработанное время.
* Напомним, что к выплатам, начисленным за неотработанное время, относятся, например, отпускные и компенсации за неиспользованные дни отпусков; оплата простоя не по вине работника; оплата работникам, которые привлекаются к исполнению государственных или общественных обязанностей, если они исполняются в рабочее время.
** Это выплаты, которые согласно Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, не входят в фонд оплаты труда, например больничные и декретные, а также оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя; командировочные расходы; матпомощь разового характера; выходное пособие.
Что касается сумм индексации, то здесь мнения специалистов разделились, потому что не было понятно, следует ли включать сумму индексации в сумму зарплаты за отработанный месяц с целью определения доплаты до минзарплаты. Оказалось — сумма индексации включается в выплаты, которые должны учитываться в заработной плате при обеспечении ее минимального размера.
Тогда у нас есть вопрос по систематической матпомощи, выплачиваемой, например, к отпуску*. Ждем новых разъяснений...
* Ведь она тоже не названа в «исключительной» ч. 2 ст. 31 Закона «Об отпусках», но относится к ФОТ.
Подписаться на журнал «Бухгалтер» можно по тел. 096-809-83-10.