Журнал о бухучете и налогах для практиков № 31 (843) Август (III) 2016
В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Срок 120 дней: для ВЭД с когда?
НДС-декларация: за август 2016 г.
Прибыль в счет НДС: не так всё просто
Загрантакси: допблаго ли
КУРО: нюансы старых и новых
Изъятые документы: не потеряны!
Дивидендные авансы: квартальноприбыльное
Небюджетным арендодателям: НДС на «спрятанную» компенсацию
Местные налоги: смотря когда установлены
Неприбыльным: налоговые нюансы
НК 20% при НО 7%: разрешено ли?
Доставка собственным авто: нужна ли ТТН
Темархив: Налоговые проверки: Методические рекомендации
— Чье счастье
К каким ВЭД-операциям применяется 120-дневный срок расчетов
Письмо Департамента методологии Национального банка Украины от 10.08.2016 г. № 22-0003/67025
Об исчислении срока расчетов по экспортным, импортным операциям и информировании налоговых органов о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений срока расчетов
Ассоциации «Независимая ассоциация банков Украины», Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз», Ассоциации украинских банков, банкам Украины
В связи со вступлением в силу постановления Правления Национального банка Украины от 28.07.2016 № 361 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины»(1) (далее — постановление № 361), а также с учетом запросов банков относительно исчисления срока расчетов по экспортным, импортным операциям и предоставления налоговым органам информации, предусмотренной пунктом 5.9 раздела 5 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями(2) (далее — Инструкция), сообщаем.
(1) Вступило в силу 29.07.2016.— Офиц. прим.
(2) Утверждена постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.99 № 136 (с изменениями).— Офиц. прим.
Постановлением № 361 срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренным в статьях 1 и 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», увеличен с 90 до 120 календарных дней.
В соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность. Это означает, что к событию, факту применяется тот закон (нормативно-правовой акт), во время действия которого они наступили или имели место.
Вместе с тем Конституция Украины, закрепив частью первой статьи 58 норму относительно недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов, вместе с тем предусматривает их обратное действие во времени в случаях, когда они смягчают или отменяют юридическую ответственность лица, что является общепризнанным принципом права.
С учетом вышеизложенного начиная с даты вступления в силу постановления № 361 (то есть с 29.07.2016) на случаи незавершения расчетов по экспортным, импортным операциям будут распространяться нормы того нормативно-правового акта, который отменяет или смягчает ответственность резидентов.
В соответствии с пунктом 5.9 раздела 5 Инструкции банк предоставляет налоговым органам информацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушений согласно приложению 2 в случае непоступления в законодательно установленные сроки (или сроки, определенные в заключениях) выручки, товаров.
С учетом указанного банки за предыдущий отчетный месяц — июль:
предоставляют налоговым органам указанную в пункте 5.9 раздела 5 Инструкции информацию в случаях, когда в течение отчетного месяца было установлено превышение 120-дневного срока расчетов;
не предоставляют налоговым органам соответствующую информацию в случаях, когда в течение отчетного месяца было установлено превышение 90-дневного срока расчетов без превышения 120-дневного срока расчетов.
И. о. заместителя Председателя Национального банка УкраиныК. Рожкова
От редакции
В п. 8 рубрики «Док-обзор» (см. «Бухгалтер» № 29–30'2016 на с. 34) уже сообщалось, что постановлением Правления НБУ от 28.07.2016 г. № 361 был продлен предельный срок для расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров с 90 до 120 дней.
В то же время открытым оставался вопрос: распространяется ли новый предельный срок на операции, по которым на дату принятия данного постановления не истек 90-дневный срок?
В комментируемом письме НБУ разъяснил, что с даты вступления в силу постановления НБУ № 361 (то есть с 29.07.2016 г.) на случаи незавершения расчетов по экспортно-импортным операциям распространяются нормы того нормативно-правового акта, который смягчает ответственность резидентов.
То есть банки за предыдущий отчетный месяц (июль) доносят налоговикам только на тех резидентов, которые допустили в течение отчетного месяца превышение 120-дневного срока расчетов.
— Харьков поправил Киев!
— Э-э-э… Так кто кого поправил, можно внятнее?
Какие налоги можно погасить возмещением НДС: у харьковских налоговиков иная позиция
Письмо Главного управления ГФС в Харьковской области от 13.07.2016 г. № 4009/10/20-40-12-02-16
Начиная с 1 января 2016 года в соответствии с подпунктом «б» пункта 200.4 статьи 200 НКУ с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 24.12.2015 г. № 909-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году», плательщикам налога предоставлена возможность зачитывать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую бюджетному возмещению, в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по другим платежам, которые уплачиваются в государственный бюджет.
Обращаем внимание на то, что нормами НКУ предусмотрено право на зачет сумм бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость только в уплату денежных обязательств или погашение налогового долга по платежам, которые полностью уплачиваются в государственный бюджет.
В соответствии со статьей 29 главы 5 раздела ІІ и статьей 64 главы 11 раздела ІІІ Бюджетного кодекса Украины налог на прибыль предприятий распределяется пропорционально между государственным и местным бюджетами, кроме налога на прибыль предприятий государственной собственности, который зачисляется в общий фонд государственного бюджета в полном объеме.
С учетом изложенного выше суммы НДС, подлежащие бюджетному возмещению, не могут быть зачтены в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга по налогу на прибыль предприятий, кроме предприятий государственной собственности.
Заместитель начальника ГУ ГФС в Харьковской области Н. Светош
От редакции
Обращаем внимание на то, что выводы, содержащиеся в письме харьковских налоговиков, противоречат позиции главного налогового ведомства (см. письмо ГФСУ от 25.05.2016 г. № 11353/6/99-99-15-03-02-15 в «Бухгалтере» № 29–30'2016, на с. 16–17). В нем ГФСУ согласилась принимать возмещение НДС в счет уплаты денежных обязательств по налогу на прибыль частных предприятий, которые возникнут у плательщика в течение будущих налоговых периодов.
Кстати, данный подход вызвал у нас определенные сомнения (см. редакционный комментарий к письму ГФСУ — там же, на с. 17). А письмо харьковских налоговиков только усиливает такие сомнения, поскольку в нем четко указано: использовать бюджетное возмещение можно только для уплаты тех налогов, которые исходя из БКУ полностью принадлежат госбюджету. То есть в перечень не вошел даже налог на прибыль частных предприятий, ибо 10% его общей суммы принадлежит местной общине.
В этой связи напомним, что согласно ст. 29 БКУ налог на прибыль, уплачиваемый негосударственными предприятиями, зачисляется в общий фонд госбюджета в размере 90%. Так что точка зрения харьковских налоговиков, по нашему мнению, является более законной.
Возвращать есть частный случай давать
На возврат горючего, полученного до 01.03.2016 г., составляют акцизную накладную
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 28.07.2016 г. № 16330/6/99-99-12-02-02-15
Налоговая консультация по вопросу оформления документов при осуществлении операций по возврату поставщикам горючего, полученного до 01.03.2016 г.
В соответствии с п. 1 раздела ІІ Закона Украины от 24 декабря 2015 года № 909-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» нормы (относительно дополнения Кодекса статьями 231 и 232) вступают в силу с 1 марта 2016 года.
Данными нормами введена система электронного администрирования реализации горючего (СЭАРГ), и определено, что лица, осуществляющие операции с горючим, должны зарегистрироваться в качестве плательщиков акцизного налога с реализации горючего и осуществлять такие операции с соблюдением условий относительно оформления и регистрации документов в СЭАРГ, в частности акцизной накладной.
Порядок составления и регистрации акцизной накладной и расчета корректировки акцизной накладной определен п. 5 и п. 7 ст. 231 Кодекса, п. 2 ч. I и п. 1 ч. ІІІ Порядка заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 25.02.2016 г. № 218.
Поскольку операции по реализации горючего до 01.03.2016 г. осуществлялись без составления акцизной накладной, возврат после 01.03.2016 г. поставщику такого горючего, которое было по Акту инвентаризации внесено в СЭАРГ, возможен путем составления и регистрации акцизной накладной.
От редакции
Налоговики разъяснили, что поскольку с 01.03.2016 г. введена СЭАРГ, то возврат после 01.03.2016 г. поставщику горючего, которое было внесено в СЭАРГ, несмотря на то что до указанной даты операции по реализации горючего осуществлялись без составления акцизной накладной (АН), возможен путем составления и регистрации АН.
Логично.
Подробнее – в журнале «Бухгалтер» Александра Кирша.