Закон-2013: Что Новый год принесет украинскому бизнесу? Часть 2
В этом правовом обзоре мы продолжаем рассматривать грядущие законодательные изменения, которые вступят в силу 1 января 2013 года и затронут работу украинских предпринимателей. В этот раз мы уделяем больше внимания изменениям, касающимся госрегистрации и отчетности перед госорганами.
Новые правила регистрации и единый документ
Права и обязанности распределяются, примерно, поровну: одним права — другим обязанности. И.Карпов
Законом № 5410-VI вносятся изменения в некоторые законы Украины относительно необходимости обязательного предоставления извлечений и выписок из Единого государственного реестра юрлиц и физлиц — предпринимателей (далее — ЕГР). Документ отменяет требования по обязательному представлению субъектами хозяйствования органам государственной власти бумажных выписок, извлечений из ЕГР.
Согласно изменениям к Закону «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», сведения, содержащиеся в ЕГР, предоставляются в виде:
— извлечения из ЕГР;
— справки о наличии или отсутствии в ЕГР запрашиваемой информации;
— данных в электронном виде путем предоставления доступа в ЕГР в режиме чтения органам государственной власти в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом, бюро кредитных историй, информационным агентствам, нотариусам и банкам.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона № 5410-VI упраздняется представление выписки и извлечения из ЕГР при оформлении лицензий и разрешений путем внесения изменений в соответствующие законы Украины (в целом вносятся изменения в 20 законов).
Кроме того, предусматривается, что порядок предоставления доступа в ЕГР бюро кредитных историй, информационным агентствам, нотариусам и банкам, перечень сведений, к которым предоставляется доступ, а также размер платы за это и другие условия устанавливаются на основании договора с техническим администратором.
С точки зрения представителей госвласти и субъектов предпринимательства, инициатива законодателя по поводу внедрения подобных норм об упразднении обязанности предоставления предпринимателями извлечений и выписок выступает существенным позитивным фактором по улучшению ведения хоздеятельности. Отмена обязательной необходимости получения/предоставления госструктурам документов, ведомости из которых и так размещаются в официальных реестрах, была восприняла на «ура!» украинской бизнес-средой, особенно с учетом перехода в будущем на «безбумажную» жизнь. Правда, также стоит обратить внимание на некоторые практические нюансы таких нововведений. Так теперь выписка будет фактически исполнять роль универсального документа, что подтверждает регистрацию субъекта предпринимательской деятельности в ЕГР, налоговой, Пенсионного фонда и т.д. При этом информация в реестрах указанных госорганов несколько разняться между собой в информационном наполнении и, таким образом, выдача выписки госрегистраторами станет более затратной по времени, с учетом формирования информации с реестров.
Сообщаем также, что Закон № 5410-VI вступит в силу 01.01.2013 г. (кроме некоторых положений, что уже вступили в силу с 17.12.2012 г., и отдельных норм, которые вступят в силу с 18.01.2013 г.).
«Договорное» налогообложение
Сегодня для правильного заполнения декларации о доходах требуется больше ума и усилий, чем для получения этих самых доходов. А.Ньюмен
Кабмин постановлением от 22.08.2012 г. № 787 утвердил Порядок заключения и выполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, которым определяется механизм заключения и выполнения таких договоров между большим налогоплательщиком и ГНС.
Для заключения таких договоров налогоплательщик должен предоставить в органы ГНС пакет документов, в том числе и информацию о связанных лицах по форме, утвержденной Минфином. На сегодняшний день пока такая форма не утверждена.
Срок рассмотрения заявления и документов составляет 20 дней.
Председатель ГНС (его заместитель) в случае согласия с условиями договора подписывает два экземпляра договора, которые имеют одинаковую юридическую силу, один из которых посылается большому налогоплательщику.
Внесение изменений к договору или порядку его расторжения осуществляется при согласии сторон, если другое не установлено договором или законом.
Органы ГНС имеют право в случае необходимости уточнять предоставленную информацию в прочих органах власти. В случае ее неподтверждения документы возвращаются крупному налогоплательщику без заключения договора о ценообразовании.
Следует отметить, что на сегодня пока не совсем ясно, как на практике будут реализовываться нормы о таком «договорном» налогообложении в связи с отсутствием надлежащих детализаций и практических механизмов реализации указанных норм. Хотя сами нормы о такого рода налогообложения существенно упростить жизнь крупных налогоплательщиков, при этом основной проблемой тут просматривается возможность эффективной реализации этих норм на практике.
Новые особенности отчетности участников фондового рынка
Закон № 5212-VI вносит изменения в некоторые законы Украины относительно актов регуляторов фондового рынка и рынка небанковских финансовых услуг, которыми устанавливаются особенности обнародования НКЦБФР и Госфинуслуг проектов регуляторных актов, на которые не распространяется действие Закона об основах регуляторной деятельности, и их обсуждение с общественностью.
Законом № 5212-VI предусматривается, что проекты актов НКЦБФР и Госфинуслуг, имеющие признаки регуляторного акта, но на которые не распространяется действие Закона «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», обнародуются с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений в порядке и способ, предусмотренные законом.
Также, согласно Закону № 5212-VI, нормативно-правовые акты комиссии подлежат госурегистрации Минюстом. Отмеченные изменения внесены в ст. 6 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» и ч. 3 в. 28 Закона «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».
Кроме того, НКЦБФР утвердила ряд решений относительно урегулирования деятельности участников фондового рынка:
1. Положение о порядке составления административных данных относительно осуществления депозитарной деятельности депозитарием ценных бумаг и представления соответствующих документов в НКЦБФР;
2. Положение о порядке составления административных данных хранителями ценных бумаг и представления соответствующих документов НКЦБФР;
3. Положение о порядке составления административных данных относительно осуществления деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг и представления соответствующих документов в НКЦБФР;
4. Положение о порядке составления и раскрытия информации компаниями по управлению активами и лицами, осуществляющими управление активами негосударственных пенсионных фондов, и представления соответствующих документов в НКЦБФР;
5. Положение о порядке составления и представления административных данных относительно деятельности торговцев ценными бумагами в НКЦБФР. Действие документа распространяется на юрлиц, которые в установленном законодательством порядке получили лицензии на осуществление профдеятельности на фондовом рынке — деятельности по торговли ценными бумагами, а именно: брокерской деятельности, дилерской деятельности, андеррайтинга, деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе, имеющие право на осуществление этой профдеятельности в течение периода, за который подаются административные данные
6. Система справочников и классификаторов НКЦБФР для использования участниками фондового рынка Украины.
Все вышеотмеченные подзаконные акты устанавливают новые особенности урегулирование отчетности перед НКЦБФР, которая согласно нормам действующего законодательства является соответствующим уполномоченным госучреждением. Как отмечают эксперты, вступление в действие указанных нормативных актов повисит госконтроль над профдеятельностью участников фондового ринка.
Новеллы на рынке ценных бумаг
Закон № 5042-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства о ценных бумагах» предусматривает немало изменений для участников рынка. Например, дополнительные основания для прекращения АО в судебном порядке, расширяет перечень требований к рекламодателям на фондовом рынке и вводит дополнительные функции НКЦБФР по соблюдению законодательства о рекламе. Также нормы Закона обязывают публичные АО осуществлять публичное размещение акций дополнительных эмиссий исключительно на фондовой бирже, что является логическим продолжением инициатив НКЦБФР.
Кроме того, документом внесены существенные изменения в регулирование отношений на фондовом рынке. В частности, установлен запрет на изменение цены и сроков выполнения договоров, заключенных на фондовой бирже путем подачи сторонами публичных оферт. Также, введены новые требования к рекламе на фондовом рынке, санкции за нарушение этих требований и закреплено требование о том, что при регистрации прекращения АО необходимо дополнительно подавать копию распоряжения НКЦБФР об отмене регистрации выпуска акций. Также стоит отметить, что внедряется пруденциальный надзор за профучастниками фондового рынка.