Зачем нужна децентрализация власти?
Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственная законная задача хорошего правительства.
Томас Джефферсон 3-й президент США
Одна из основополагающих реформ, которую намерено провести руководство страны — это децентрализация власти. Вокруг этой темы уже возникло много мифов, опасений, ожиданий и спекуляций. Давайте разберемся, что это принесет регионам и какие изменения почувствуют на себя местные власти, предприниматели и обычные граждане.
В отличие от федерализации, децентрализация — в большей мере экономическое понятие, нежели политическое. Очевидно, что система управления страной, сложившаяся за постсоветский период, работает не так эффективно, как хотелось бы. Существует большой перекос во взаимодействии центральной власти и местного самоуправления. На киевских чиновников взвалено слишком много обязанностей, а местная власть играет весьма пассивную роль. Естественно, такое положение не устраивает ни одну из сторон. И тем более, не устраивает тех, кому приходится пользоваться плодами этой системы, то есть налогоплательщикам. Мало кому понравится, когда за каждой более-менее значимой справкой нужно ехать в Киев и тратить время, деньги и нервы на то, что можно было бы решить дома за два часа.
Нынешняя реформа предполагает, что за государством останутся стратегические вопросы: оборона, судебная система, правоохранительные органы и другие важные области. На места же будут переданы полномочия по тем вопросам, проблемы которых действительно лучше видно именно местным властям. Ведь каким бы добросовестным ни был киевский чиновник, он не может быть в курсе нюансов работы больниц, школ, проведения дорог и других локальных вещей в каждом конкретном городе, районе и селе.
То есть, реформа децентрализации призвана существенно повысить качество инфраструктуры и социальных объектов. Разумеется, при грамотном руководстве и достаточном объеме не только полномочий, но и финансовых возможностей. Ведь для того, чтобы что-то обеспечивать, нужно иметь денежные средства. И для этого ряд налогов планируется оставить местной казне.
И тут мы подходим к интересному моменту! Казалось бы, налогоплательщику должно быть всё равно, куда платить эти налоги, ведь размер уплачиваемой суммы остается неизменной. Но вот местный бюджет начнет интересоваться налогами очень сильно. Он станет, если так можно выразиться, кровно в них заинтересован. А значит, будет делать всё, чтобы этих налогов стало больше. Разумеется, и государство все эти годы занималось тем же самым, но Киев далеко, а местные чиновники — вот они, под боком. И уж кому как ни им знать, чем дышит местный бизнес, сколько он получает реальной прибыли и сколько при этом платит налогов. И вот тут уже можно прогнозировать, что война с теневой экономикой начнется реально, а не на бумаге.
И еще один важный момент, связанный с тем, что регионы перейдут на частичную самоокупаемость. Очень скоро, местные чиновники поймут, что долго повышать количество собранных налогов за счет предпринимателей не удастся. Больше чем у них есть, они всё равно не смогут дать! Когда местный бюджет достигнет той реальной отметки доходов, которые можно собирать со своих налогоплательщиков, то чиновникам придет время задуматься: а что же делать дальше? Особенно если собранные налоги не будут покрывать заложенные в бюджете расходы. И вот тут должно прийти понимание, что власть и бизнес должны работать на благо друг друга. Местным органам власти придется задуматься не только об "освоении денег", но и о том, как реально сделать свой регион прибыльным. А для этого необходимо улучшать инфраструктуру, привлекать инвестиции, использовать по-максимуму все имеющиеся возможности и заботиться о бизнесе, чтобы он мог работать "благодаря, а не вопреки". Повторимся, всё это возможно только при грамотных руководителях, которые действительно заинтересованы в развитии своего региона.
Однако, с этим могут возникнуть трудности! Выше мы нарисовали довольно радужную картину, и она реальна, если все чиновники центральной и местной власти будут исполнять свои обязанности честно и добросовестно. Но наученные горьким опытом читатели, наверняка, уже представили обратную сторону этой монеты под названием "децентрализация" — размах коррупции, которая может быть, если за дело примется местная власть. Ведь кумовство, родственные связи и устные договоренности никто не отменял. Наше общество только разрабатывает способы борьбы с этими пагубными явлениями, но удастся ли их искоренить в полной мере, мы сможем узнать лишь через время. Поэтому, реформу децентрализации стоит вводить в жизнь очень осторожно, тщательно продумав все механизмы контроля за действиями местных чиновников и прозрачностью их работы.
И всё же хочется надеяться, что проект децентрализации будет приведен в исполнение именно в том объеме и в таком качестве, как того требует общество и сложившаяся экономическая обстановка в стране. Эта реформа вполне может стать необходимой основой и для других коренных изменений, которые, в конечном счете, и сделают наше государство сильным и независимым!