Экономические данные говорят о назревающем мировом спаде
Последние экономические данные из Европы, Японии и Китая указывают на нарастание кризисных тенденций в мировой экономике. Так, экономика еврозоны до сих пор не вышла на докризисный уровень 6-летней давности. Темпы роста промышленного производства в Китае замедляются. Растёт обеспокоенность, что выдыхается «абэномика», направленная на стимулирование японской экономики с помощью монетарных мер.
Ситуация на финансовых рынках давит на ЕЦБ, подталкивая к началу политики валютного стимулирования, основанной на скупке финансовых активов. В прошлом месяце, столкнувшись с тем, что инфляция в еврозоне составила всего 0,4 процента (пятую часть от прогнозируемого ЕЦБ значения), президент Цетробанка Марио Драги заявил на конференции в Jackson Hole, что будут задействованы «все доступные средства для обеспечения ценовой стабильности». Низкая инфляция или явная дефляция считаются одним из серьёзнейших источников нестабильности для финансовой системы из-за увеличения реальной долговой нагрузки, как частной, так и государственной.
Драги также указал на то, что наряду со «структурными реформами» имеются возможности для смягчения мер жёсткой экономии и увеличения бюджетных расходов в целях содействия экономическому росту. Правда, его высказывания вызвали лёгкую бурю – по сообщениям, канцлер Германии Ангела Меркель и министр финансов Вольфганг Шойбле добиваются разъяснений от президента ЕЦБ.
В интервью Bloomberg Шойбле заявил о необходимости структурных реформ. Монетарная политика поможет только выиграть время, отметил он. По мнению Шойбле, у ЕЦБ не осталось инструментов для борьбы с инфляцией. Процентные ставки на исторических минимумах. Объём ликвидности на рынках даже слишком высок.
Опубликованные в прошлый понедельник производственные данные подчёркивают ухудшение ситуации в состоящей из 18 стран еврозоне. В августе индекс деловой активности в промышленном секторе опустился до минимального более чем за 12 месяцев уровня 50,7. Значение показателя по-прежнему превышает отметку 50, которая отделяет рост от падения, однако ещё в прошлом месяце он составлял 51,8.
Данные по ВВП подтверждают эту тенденцию. Экономика еврозоны не показала роста. ВВП Германии, на которую приходится почти 30 процентов производства еврозоны, уменьшился во втором квартале года. Италия вошла в третью с кризиса 2008-2009 годов рецессию.
По мнению лауреата Нобелевской премии американского экономиста Джозефа Стиглица, существует риск развития затяжной депрессии, которая затмит даже «потерянное десятилетие» Японии.
Как показывают недавние данные, окончательно и бесповоротно минули те дни, когда Китай можно было считать спасителем мировой экономики. Впервые с февраля в прошлом месяце индекс деловой активности снизился до 51,1 с двухлетнего июльского максимума в 51,7. Сократился объём кредитования, упали цены на недвижимость. Как отметило издание Financial Times, экономика Китая замедлялась в течение нескольких лет, но резкое удешевление недвижимости последних месяцев вызвало опасения, что замедление может перерасти в более тяжелый спад.
Китайское правительство отреагировало на проблемы рынка недвижимости рядом мер известных как «мини-стимулы». Однако падение индекса деловой активности говорит о том, что они, возможно, не работают. По мнению Financial Times, неважные производственные показатели прошлого месяца стали, в основном, результатом слабого внутреннего спроса – вразрез правительственной политике, нацеленной как раз на стимулирование потребительских расходов.
В Японии «абэномика», основанная на правительственных стимулирующих мерах и программе скупки финансовых активов Банком Японии, широко пропагандировалась как средство избавления от дефляции, поразившей страну с 1990-х годов. Тем не менее японская экономика практически не росла с середины 2013 года до середины 2014 года. Главный экономист по Японии Morgan Stanley Четан Ахья сообщил Financial Times о трудностях «абэномики». Некоторые показатели подросли после снижения во втором квартале, однако «темпы слишком медленные, чтобы оправдать надежды на быстрое восстановление».
Глядя на общую картину и долговременные тенденции, можно увидеть суть происходящего. За последние 6 лет центробанки и финансовые власти запустили крупнейшие в истории программы стимулирования. Одна только ФРС закачала в финансовые рынки 4 триллиона долларов. Однако мировая экономика не просто не восстановилась, она явно вошла в стагнацию, если не в рецессию.
В то же время предпринятые меры создали условия для наступления очередного финансового кризиса. Реальная экономика едва ли выросла, а вот финансовые рынки достигли рекордных вершин в результате монетарного стимулирования. Однако условия, приведшие к этому взлёту, изменятся в ближайшие месяцы.
Ожидается, что в следующем месяце ФРС завершит свою программу валютного стимулирования и возможно, начиная с июня следующего года, приступит к увеличению процентных ставок. Но в Европе и Японии центробанки продолжают применять меры финансового стимулирования или даже наращивают их. Возникли опасения, что эти расхождения могут ввергнуть финансовые рынки в период нестабильности. В предыдущие 6 лет все крупнейшие мировые центробанки действовали в одном ключе.
Глава подразделения экономических и рыночных исследований крупнейшей австралийской компании по управлению активами Colonial First State Стивен Халмарик сообщил Sydney Morning Herald, что в ближайшие полгода-год произойдут резкие перемены из-за разнонаправленной политики центробанков, существенно увеличивающей риск глобальной нестабильности.
Другими словами, хотя стимулирующие меры предотвратили полный крах финансовой системы, они не смогли усилить экономику и создали условия для дальнейшего обвала.
Источник: mixednews.ru