Валютный вопрос
Кто зарабатывает на новом курсе.
То, что не смогли сделать с Украиной война и экономический кризис, делает девальвация национальной валюты. Гривна с начала года обесценилась более чем на 80%. Зарабатывают на этих скачках прежде всего люди, имеющие доступ к инсайдерской информации об изменениях на валютном рынке. Тогда как представители крупного бизнеса уже заявили, что не заинтересованы в обвале гривны, а банкирам обесценивание нацвалюты может быть выгодно только для спекуляций или прикрытия фиктивных банкротств. Но хорошие новости в обесценивании гривны все-таки есть – бизнесмены почти готовы указать на виновников обвала гривны.
Вчера в Национальном банке прошло несколько совещаний, посвященных стабильности гривны – с банкирами и представителями бизнеса. После одного из них в медиа появилась информация, что на встрече банкиры договорились с Нацбанком о курсе в 15-16 грн/$. Экс-заместитель председателя НБУ Александр Савченко считает, что де-юре банкиры будут курс удерживать, а де-факто курс будет отклоняться от оговоренных рамок. «Сегодня могут работать административные договоренности. Например, чтобы не выставлять котировки на куплю и продажу за пределами оговоренного в НБУ коридора, нарушителей могут не пускать на рынок или же у них могут забрать лицензию», – объясняет Савченко.
За счет чего может сохраняться такая договоренность? Аналитик МЦПД Александр Жолудь отмечает, что 15-16 гривен за доллар – это уровень, при котором предложение валюты должно быть равно спросу: «15-16 – это курс с запасом, чтобы импортеры подумали, стоит ли им закупать следующую партию товара, а экспортеры, если у них были какие-то «заначки», ввели их в страну».
Все понимают, что когда происходят постоянные изменения валютной политики, кто-то на этом хорошо зарабатывает. Кто? Тот, кто больше получает инсайдерской информации о завтрашних шагах. Это все понимают, и людей это раздражает
В свою очередь, представители бизнеса просили Нацбанк упростить требования для предпринимателей по работе с валютой. «Мы говорили о снижении уровня продажи валютной выручки с 75% до 50%, – рассказывает генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев. – Понятно, что девальвация гривны поддержала экспортеров. Они долгое время говорили о том, что плавная девальвация нужна, чтобы стимулировать экспорт. Но то, что происходит последние 3-4 месяца, это обвал курса, с одной стороны, и жесточайшие административные меры НБУ – с другой».
В связи с этим, если ранее в числе сторон, заинтересованных в обвале гривны, называли экспортеров, то сейчас представители бизнеса заверяют, что даже некоторые крупные экспортеры от сложившейся ситуации уже проигрывают. Ильичев объясняет это так: «Даже если мы берем экспорт добавочной стоимости, например, подшипники, экспортное машиностроение, аграрный сектор и так далее, то там высокая степень импортных комплектующих. Соответственно, и на импортеров, и на экспортеров мы имеем негативное давление. Фактически бизнес от этой девальвации несет потери либо имеет определенные негативные следствия».
Первый вице-президент компании «АХА-Страхование» Андрей Перетяжко считает, что курсовой обвал гривны скажется на всем финансовом рынке: «Самое худшее влияние – это падение платежеспособности населения. В итоге из-за этого мы увидим уменьшение количества заключенных договоров, прежде всего – по автоКАСКО. Этот эффект мы видим уже – продажи новых автомобилей упали почти на 50%, и продажи автоКАСКО падают так же». По его словам, негативный эффект те же страховщики видят сразу, потому что все ремонты автомобилей происходят автозапчастями, которые являются импортными. Соответственно, выплаты у страховщиков сразу увеличиваются, что ухудшает их результат.
Со своей стороны, бизнесмены пока что пытаются выторговывать у НБУ упрощение условий работы. Хотя на фоне падения платежеспособности населения окончательный эффект от таких торгов может быть отрицательным. Руслан Ильичев уверен, что девальвацию бизнес мог бы пережить, если бы не целая серия административных ограничений. «Например, сегодня в течение 90 дней должен произойти возврат валютной выручки. Если год или полгода тому назад эта норма еще не влияла на бизнес, то сегодня большинство иностранных контрагентов говорят, что сначала должна произойти поставка товара, а потом они готовы платить. К стране стремительно теряется доверие, и при этом никто не хочет ни перечислять деньги по предоплате, ни отсылать товар», – констатирует Ильичев.
Сегодня большинство иностранных контрагентов говорят, что сначала должна произойти поставка товара, а потом они готовы платить. К стране стремительно теряется доверие, и при этом никто не хочет ни перечислять деньги по предоплате, ни отсылать товар
Из-за чего сложилась такая ситуация? Бизнесмены понимают, что курсовые приключения – это «быстрые деньги» для избранных, они ведут или к дефолту, или к заработку определенных людей. «Из-за отсутствия прогнозируемой политики к квалификации руководства НБУ очень много вопросов. Все понимают, что когда происходят постоянные изменения валютной политики, кто-то на этом хорошо зарабатывает. Кто? Тот, кто больше получает инсайдерской информации о завтрашних шагах. Это все понимают, и людей это раздражает», – подчеркивает глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.
Опрошенные Forbes банкиры также считают, что к событиям на валютном рынке прежде всего причастно руководство Нацбанка. «Нужно менять руководство НБУ, если рынок валюты сужается его непрофессиональными действиями, они делают все возможное, чтобы валюта не приходила в Украину. Я хочу надеяться, что это не ставка на дефолт, а просто непрофессионализм», – сетует Александр Савченко.
С другой стороны, бизнесмены надеются на взвешенную и прогнозируемую позицию регулятора. «Хотелось бы, чтобы у НБУ появилась какая-то общая позиция. Влияние девальвации на предприятия зависит от того, как часто и в каком объеме они покупали валюту. Предприятиям нужно дать неделю-две для перезаключения контрактов. Но главное – это четкая и прогнозируемая политика Нацбанка», – резюмирует Рубаненко.