В мире меняются правила торговли: что принесет Транстихоокеанское партнерство
Значимость ВТО, в которую так стремилась Украина, будет падать.
5 октября представители 12 стран – США, Японии, Малайзии, Вьетнама, Сингапура, Брунея, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Мексики, Чили и Перу – подписали торговое соглашение, которое должно привести к созданию Транстихоокеанского партнерства (ТТП), международной торгово-экономической организации.
Ее целью объявлено создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который сейчас фактически стал главным мотором мировой экономики, и его значимость в ближайшее время будет расти. Тайвань, Колумбия, Филиппины, Южная Корея говорят о своей заинтересованности присоединиться к ТТП.
Стороны шли к этому соглашению с 2010 г., было проведено 19 раундов переговоров. Полный его текст пока не опубликован (это обещано сделать примерно через месяц), для анализа доступен только его реферат, опубликованный на сайте уполномоченного США по торговым переговорам.
Участники ТТП, как ожидается, станут еще активнее торговать между собой и постепенно перетягивать на себя азиатские производственные цепочки. Многие эксперты утверждают, что появление такого партнерства является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая.
В этом отношении президент США Барак Обама высказался вполне откровенно:
"Когда более 95% потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила мировой экономики. Мы должны сами написать эти правила, открывая новые рынки для американских товаров, устанавливая высокие стандарты для защиты рабочих и сохранения окружающей среды".
Чтобы соглашение вступило в силу, его нужно ратифицировать в 12 парламентах. Наибольшие сложности ожидаются в конгрессе США, тем более что ратификация будет проходить в год президентских выборов. Сложности ожидаются и в Канаде, где судьба соглашения будет решаться сразу после всеобщих выборов, которые состоятся 19 октября. Антикитайская направленность партнерства должна способствовать его прохождению через конгресс. Большой бизнес выступает за ратификацию, но против профсоюзы, считающие, что соглашение может вызвать перевод части промышленного производства из США, а это потеря рабочих мест.
Соглашение предполагает, что партнеры подчинят свою государственную систему этому соглашению. Оно является более жестким, чем договора в рамках ВТО, не говоря уже о таких аморфных образованиях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
ТТП станет первым подобным соглашением, которое обяжет его участников под угрозой санкций соблюдать положения о защите окружающей среды и охране труда. Поэтому, например, Малайзии и Вьетнаму придется существенно перестроиться, чтобы соответствовать международным стандартам организации труда.
США принадлежит инициатива учреждения в рамках партнерства особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами.
С началом работы партнерства будут постепенно отменены 18 тысяч торговых пошлин, которыми облагают товары из США участники соглашения: автомобили, станки, IT-продукция, потребительские товары и сельскохозяйственные продукты. Для американских производителей станет доступным молочный рынок Канады, практически закрытый для них сегодня. Производители мяса смогут расширить поставки на японский рынок, где постепенно, в течение 15 лет, исчезнут высокие тарифы, защищающие сейчас от конкуренции японскую говядину.
Но одновременно соглашение открывает странам-участникам доступ на рынок США. Например, будут обнулены пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке. Поэтому компания Ford уже выступила с заявлением о том, что соглашение увеличит торговый дефицит США из-за "манипуляций с курсами национальной валюты" в ряде стран Тихоокеанского региона, и призвала конгресс голосовать против соглашения.
Вопрос о девальвации как инструменте конкуренции – один из самых противоречивых в рамках ТТП. Запрет на валютное манипулирование активно проталкивала автомобильная индустрия США, которая опасается конкуренции со стороны японских производителей. Но в самом соглашении о партнерстве такой пункт не появился. Однако министры финансов стран – участниц ТТП договорились о заключении параллельной сделки, запретившей бы девальвацию с цель поддержки отечественного производителя.
Выгоды от партнерства надеются получить все его участники. Создается еще один общий рынок, в котором пошлины и барьеры постепенно будут отменяться. Например, по данным Института международной экономики Петерсона, Вьетнам получит от реализации соглашения дополнительно $89 млрд до 2025 г. В то же время не вошедшие в партнерство Китай и Гонконг потеряют за этот же период $59 млрд. Понятно, что Китай не может оставаться безучастным к ТТП.
Эксперты говорят, что наиболее ожидаемая реакция Китая на ТТП – постепенная адаптация к новым правилам игры. Он конкурирует в регионе за те же ниши, что и участники партнерства, потому будет вынужден подтягиваться под устанавливаемые ими стандарты.
Кроме того, сейчас Пекин продвигает свой проект для АТР – Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП). Вполне вероятно, что многие нормы ТТП будут внедряться во ВРЭП и национальное законодательство, как это было в свое время с нормами ВТО.
И хотя ТТП обсуждался в том числе и как инструмент сдерживания Китая, позиция Вашингтона в последнее время смягчилась.
Власти США говорят, что формат открыт, права вето у них нет, но теперь для присоединения к партнерству есть четкие критерии и стандарты: вы либо выполняете их целиком, либо не присоединяетесь. Но стандарты ТТП (а это в основном американские стандарты) в целом выше, чем у Китая. И если он начнет соблюдать их, то у него вырастет себестоимость. Для Китая же себестоимость очень важна, т. к. сейчас его экономическое преимущество – дешевизна.
Насколько создание ТТП отразится на других странах, говорить пока рано. Но в общем случает эффекты от создания подобных экономических союзов бывают двух типов:
-когда просто увеличивается взаимный обмен, так называемый эффект создания торговли;
-эффект отклонения торговли, когда более эффективные поставщики из третьих стран вытесняются поставщиками внутри союза, торгующими без барьеров.
Будущие экономические союзы
Эксперты считают, что заложенные в соглашении принципы разрешения торговых споров могут стать примером для будущих международных экономических союзов. ТТП еще не вступило в силу, а на подходе еще одно, даже более масштабное соглашение – Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), означающее создание режима свободной торговли между США и Европейским союзом. Новая зона свободной торговли будет представлять собой потенциально крупнейшее региональное соглашение о свободной торговле в истории, на которое будет приходиться 46% от мирового ВВП
На фоне создания ТТП, ТТИП и других аналогичных союзов типа "Нового Шелкового пути", ВРЭП и др. складывается впечатление, что ВТО становится все менее значимой из-за застоя в ее деятельности. Происходит фрагментация мировой экономики, новые региональные экономические союзы создаются для того, чтобы договариваться, что часто плохо получается в рамках ВТО. Поэтому можно предположить, что действующие правила мировой торговли будут меняться.
Что это означает для Украины
На первый взгляд, создание ТТП Украину не заденет. Почти весь наш экспорт в страны АТР сырьевой, который не попадает под правила нового соглашения. А крупнейший торговый партнер в регионе – Китай, сам остался за бортом ТТП.
Но если Украина не хочет закостенеть на мировых рынках в роли поставщика сырья, то ТТП и другие региональные союзы желательно серьезно изучать. И хотелось бы, чтобы государство и бизнес в данном случае наращивали знания у быстрее, чем это происходило с ВТО.