Украине следует отказаться от предоставления налоговых льгот отраслям, - эксперт
Увеличение перечня отраслей, получающих налоговые льготы, усиливает желание других лоббировать и себе налоговые преференции.
Несмотря на то, что Украина имеет разветвленную систему налоговых льгот, их эффективность остается сомнительной. Одна из главных причин этого — отраслевой подход при их распределении. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет кандидат экономических наук Алексей Молдован.
Эксперт отметил, что подобный подход провоцирует в Украине своеобразный кумулятивный эффект, когда увеличение перечня отраслей, получающих налоговые льготы, усиливает желание других лоббировать и себе налоговые преференции.
"Если в начале разработки Налогового кодекса льготы планировалось предоставить лишь альтернативной энергетике, авиастроению и предприятиям, занимающимся добычей метана из угольных месторождений, то на завершающей стадии перечень таких отраслей значительно расширили, включив в него в частности судостроение, аграрное машиностроение, легкую промышленность, гостиничный бизнес. Уже после принятия НК льгот добились предприятия ІТ-индустрии, а представители судостроения лоббировали дополнительный пакет преференций, в частности эксклюзивное снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) и списание налоговой задолженности", — подчеркнул Алексей Молдован.
Принятие Закона "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест" вообще позволяет получить льготы фактически любому предприятию, имеющему возможность лоббировать свои интересы в органах власти, добавил экономист.
Вместе с тем, по словам эксперта, мир постепенно отходит от отраслевого подхода к предоставлению налоговых льгот.
"Правительства в рыночных экономиках стараются стимулировать не отдельные отрасли, а процессы технологического и технического обновления как таковые, независимо от отраслевой или региональной принадлежности. Украина в последние годы несколько отстала от этой глобальной тенденции. С принятием Налогового кодекса объем и перечень фискальных инструментов, стимулирующих инновационную деятельность, был значительно сужен. Как следствие, сформировались существенные препятствия для инновационной деятельности в нашем государстве", — резюмировал он.