Правила бизнеса гендиректора IBM Вирджинии Рометти
Первая женщина-глава IBM о встречах с клиентами, женской логике и установлении собственных границ.
Вирджинии (Джинни) Рометти 55 лет, из которых 32 года она работает в IBM. Перед тем, как стать первым лицом компании, она занимала пост вице-президента и руководителя группы продаж, маркетинга и стратегического развития. В октябре 2011 года Рометти назначили CEO IBM, и она стала первой гендиректором-женщиной этой корпорации с 102-летней историей и более чем $100-миллиардным оборотом. А еще через год Рометти стала еще и председателем совета директоров IBM. Джинни неоднократно входила в списки самых влиятельных женщин или персон мира по версии журналов Forbes, Fortune и Time. За последний год в списке самых влиятельных женщин Forbes она поднялась c 15-го на 12-е место.
С раннего детства я поняла: надо увлекаться тем, что ты делаешь. Что бы это ни было, надо вкладывать душу и сердце, относится к этому ревностно. Надо отдаваться работе до сомоотречения.
Я делаю очень простые вещи. Если кто-то не высказывается сам, я спрашиваю его мнение. И если кто-то высказывает свое мнение, я прошу других его обсудить. Казалось бы, это основа, но далеко не везде так заведено.
Рост и комфорт несовместимы друг с другом.
Если мы (IBM) не сможет достаточно быстро измениться, нам придется бороться за существование. А мы должны расти, а не существовать.
Многолетняя мантра IBM — Think. Что меня всегда притягивало и восхищало в IBM — это стремление применять технологию и научное мышление к решению важнейших общественно значимых задач.
Каким бы бизнесом вы ни занимались, он со временем коммерциализируется (сведется к производству того или иного товара) и будет переоценен. Вы должны развивать его, повышая его стоимость.
Надо быть очень уверенным в себе и своих знаниях, даже если в глубине души ты самокритичен. И тогда, я думаю, можно рисковать.
Когда я больше всего училась за всю мою жизнь и карьеру? Когда шла на риск. Именно рискуя, я больше всего познавала.
Я научилась всегда браться за новое дело — то, чем никогда прежде не занималась.
В будущем «ценности сместятся от ваших знаний к вашим связям». Людям будут платить на основании их «цифровых рекомендаций» — не за то, что вы, по вашим утверждениям, знаете, а за то, как ваши клиенты и весь остальной мир оценивают ваши знания.
У меня есть идея того, что есть постоянная трансформация. В ней можно выделить пять составляющих. Во-первых, надо увеличивать стоимость. Тут для меня важен опыт венчурных компаний: они вкладывают средства, возвращают их и таким образом выходят на новый виток развития. Во-вторых, надо расширять рынок. Это новые покупатели, новые категории товаров, расширение географии. В-третьих, надо обновлять франшизы. В четвертых, обновлять навыки сотрудников — кто-то может учиться новому, кто-то нет. Ну и пятое — обновление на основе сказанного всей компании.
Никогда не отождествляйте свою компанию с [уже выпущенным] продуктом. Единственный способ выжить — постоянно превращаться во что-то новое. Только так вы станете инновационной компанией.
[Суперкомпьютер IBM Watson] — это третий уровень развития технологии. Поначалу системы просто считали. Новое поколение систем стало возможно программировать. А эта штука уже сама учится. Вы даете ему минимальные инструкции, и потом чем больше он получает информации, тем больше сам учится.
Мир стал слишком сложным — его уже нельзя спрограммировать. Нужны самообучающиеся системы. Watson — на десятилетия. Он знаменует собой новую эру IT-производства.
В вопросе рынков в ближайшее десятилетие главный водораздел в бизнесе пройдет по тому, кто как использует информацию. И речь не идет о технической стороне, речь идет о прогнозировании, анализе, культуре.
Если ты в чем-то твердо убежден, если ты точно знаешь, чего хочет покупатель, ты завоюешь рынок.
Будь первым и будь единственным.
Меня часто спрашивают: «На чем вы сейчас фокусируетесь?» И я часто отвечаю: «А почему вы не интересуетесь, какие у меня убеждения?» Ведь именно убеждения лежат в основе верных решений.
Если вы четко следуете своим убеждениям, то вам удастся и компанию развернуть в сторону крупных свершений, потому что не так сложно говорить людям, что они должны делать. Сложно сделать так, чтобы они поняли, зачем это нужно. Очень важно, чтобы они это поняли, чтобы они разделили вашу веру и вашу страсть. И уже с этим можно завоевывать рынки.
Я, при всех своих обязанностях, до сих пор трачу 50% своего времени, если не больше, на встречи с клиентами. Время — это самое ценная вещь, которую вам может предоставить клиент. Поэтому вы всегда должны предлагать ему взамен что-то действительно ценное. Именно для этого мы все [бизнес] существуем.
Когда мне предложили первую высокую должность, я сказала: «Знаете, я пока не готова к такой работе. Хорошо бы побольше времени, хорошо бы набраться опыта. …В общем, я должна дома как следует обдумать это предложение». Дома я рассказала обо всем мужу. И он сказал, глядя на меня… ну просто посмотрел и сказал: «Как ты считаешь, хоть один мужчина мог бы дать им такой ответ?» Я так и села. И это было мне хорошим уроком.
Я уже не думаю, кто тут женщина. Нужно высказывать свое мнение, нужно играть свою роль, а кто ты — китаец, японец, европеец, женщина или мужчина — не имеет значения. Это главное, что изменилось за последнее время.
Я не верю в неизбежность. Это означает, что я не жду, пока все само образуется, я считаю, что все можно изменить.
Не позволяйте никому устанавливать для вас границы — делайте это сами.