Потребители получили больше прав защитить себя при покупках через интернет – юристы
03 сентября 2015 года Верховная Рада Украины приняла Закон "Об электронной коммерции", которым были введены единые правила для торговли в интернете.
Данный Закон является очередным шагом законодателя по урегулированию интернет-коммерции, в частности торговли через интернет. Насколько нововведения смогут справиться с динамично развивающимся рынком электронных товаров и услуг – в аналитике юристов ЮК Prove Group.
Самым главным является нововведение, которое устанавливает, что права покупателей в интернете благодаря этому Закону уравнялись с правами тех, кто привык осуществлять покупки традиционным способом (хотя и с некоторыми особенностями). В качестве доказательства будут приниматься только те электронные документы, оформленные в интернете, которые содержат все необходимые реквизиты, указанные в Законе.
"Важно также то, что в силу положений Закона — электронные документы являются надлежащим условием подтверждения заключения сделки, что позволит их использовать как первичную документацию и упростит ведение бухгалтерской отчетности для предпринимателей, ведущих деятельность в интернете", — комментирует старший юрист ЮК Prove Group Антон Каганец.
Современные информационные технологии уже давно позволяют всем желающим приобретать товары и услуги в интернет — магазинах при помощи заполнения специальной формы на веб-сайте. В Украине же теперь, заключенная таким образом сделка будет приравниваться к письменной форме (кроме некоторых исключений). Также оформить сделку можно будет при помощи отправки письма с уведомлением о принятии предложений продавца, если в предложении к заключению сделки указаны все ее существенные условия. При этом договор можно подписать как с помощью электронно-цифровой подписи, так и используя одноразовый идентификатор — буквенно-цифровой код, который отправляется покупателю на мобильный телефон или на электронную почту, то есть получать специально электронно-цифровую подпись не нужно.
Несмотря на то, что Закон предусматривает возможность отправки предложений к заключению сделки потенциальным покупателям, он также содержит механизм для предупреждения неконтролируемой рассылки спама. Так, при получении электронного коммерческого предложения лицо должно иметь возможность отказаться от получения сообщений от продавца в дальнейшем. Хотя объективно, вряд ли это спасет от спама.
Позитивным моментом является четкая регламентация перечня информации о продавце, которая должна быть доступна в сети интернет. Такие данные необходимо размещать в открытом доступе для идентификации ответственного лица в случае возникновения спорных ситуаций.
Следует отметить, что положения нового закона не распространяются на продавцов, которые осуществляют торговлю без регистрации юридического лица или статуса физического лица-предпринимателя (например, продажа через социальную сеть "Инстаграм" или доски объявлений).
"При всех преимуществах нового Закона, он вызывает опасения как среди продавцов, так и покупателей. Довольно подробная регламентация правил ведения интернет — торговли возлагает на предпринимателей дополнительные требования. При этом, консервативные покупатели, которые отказываются следовать веяниям технологий и не признают интернет-коммерции, опасаются невозможности отстоять свои права в судебном порядке. Кроме того, важно по какому пути пойдет судебная практика при рассмотрении споров, связанных с данным видом торговли", — резюмировал А. Каганец.
Юридическая компания Prove Group вышла на рынок в формате "бутиковой" фирмы, которая динамично развивается, объединяет специалистов из разных отраслей права и уже сегодня предоставляет услуги ведущим национальным компаниям, отечественным и иностранным инвесторам, а также известным лицам в деловых и политических кругах.
Основные направления деятельности компании охватывают такие отрасли права, как налоговое и таможенное, уголовное, частное и хозяйственное.
В лице ЮК Prove Group бизнес любого направления деятельности обретет надежного партнера и профессионального советника.