Потолок для айфона. Почему продажи Apple упали впервые за 13 лет
Квартальная выручка компании Apple упала впервые за 13 лет. 26 апреля компания опубликовала отчет за январь-март 2016 года, согласно которому заработала во втором квартале текущего финансового года (не совпадает в США с календарным) $50,6 млрд, что на 13% меньше, чем в соответствующий период прошлого года, и на 33% меньше, чем в первом финансовом квартале 2016 года. Серьезно упали физические продажи iPhone – основного актива компании – на 32%, слабее результат только у iPad – на 36%.
Падение доходов самой дорогой компании в мире привело к внушительному снижению ее капитализации – акции Apple упали на 7,9%, достигнув $96.10 по окончании торгов 26 апреля в Нью-Йорке. Как пишет Bloomberg, в целом беспокойство среди инвесторов растет, так как они видят, что пользователи все реже обновляют свои смартфоны. Согласно мартовскому прогнозу Gartner Inc., в этом году ожидается снижение роста глобальных продаж смартфонов, а в ближайшие три года примерно 150 млн пользователей в Азиатско-Тихоокеанском регионе не собираются покупать себе новый гаджет, если только цены заметно не упадут.
Однако глава Apple Тим Кук отверг предположение, что глобальный рынок смартфонов достиг переломного момента и что для его компании завершился исторический период роста. Причиной снижения ее показателей он назвал временную слабость в мировой экономике. И все же, многие аналитики считают, что компания достигла потолка в выпуске смартфонов. «iPhone не может расти бесконечно», – сказал FT аналитик CCS Insight Джефф Блабер. По его мнению, главная задача Apple сейчас – это стараться соответствовать раздутым ожиданиям потребителей, основанным на прошлых успехах компании. Как считает исполнительный директор исследовательской фирмы Conlumino Нил Сондерс, Apple придется представить обществу радикально инновационный продукт, иначе возобновить рост не удастся, сказал он Reuters.
К тому же в условиях, когда смартфоны других компаний вышли на уровень, сравнимый с iPhone, Apple должна переосмыслить цену своих продуктов. «IPhone 6S может быть лучше Nexus 5X, но лучше ли на $350?», – задается вопросом Wired. Чтобы поправить ситуацию, компания выпустила 4-дюймовый iPhone SE стоимостью от $400, однако данные по его продажам не учитывались в отчете за второй квартал 2016.
Негативно на продажах продукции Apple сказалось укрепление доллара, который вырос примерно на 20% за последние два года по отношению к другим основным валютам. Из-за этого цены на продукцию в других странах возросли, и пользователи стали чаще выбирать более дешевые аналоги либо просто отказываться от покупки нового iPhone. Сыграл роль и отказ от системы двухлетних контрактов, которые подвигали пользователей ждать выпуска новой модели и менять свои гаджеты с ее выходом. Цены на iPhone пришлось снизить – во втором квартале 2016 средняя цена на смартфон составляла $642 в сравнении с $691 за первый квартал 2016 года. Это также сказалось на выручке компании.
«IPhone 6S может быть лучше Nexus 5X, но лучше ли на $350?»
Другим фактором стало и падение продаж в Большом Китае – в КНР, Гонконге и на Тайване. Этот рынок является одним из основных для компании, и во втором квартале 2016 года Apple зафиксировала снижение там прибыли на 26% год к году. Китай принял решение закрыть доступ к сервисам Apple – iTunes Movies и iBooks, – всего спустя полгода после начала их работы на его территории. При этом, именно развитие сервисов сейчас является одной из основных целей Apple – в последнем квартале выручка от них выросла и в итоге превысила доход от продажи и iMac, и iPad.
Впрочем, в целом оценки аналитиков не однозначны: не стоит забывать, что доход Apple по-прежнему огромен и превышает, например, выручки таких компаний, как Google и Microsoft. К тому же, как считает директор по исследованиям Current Analysis Ави Грингарт, не стоит делать поспешных выводов, основываясь на данных лишь последнего квартала. Ведь, как правило, продажи Apple возрастают именно с выходом новой модели, а сейчас многие пользователи находятся в ожидании iPhone 7.
Однако вполне возможно, как пишет Wired, что то, что мы наблюдаем сейчас – это и есть новая реальность для Apple, в которой выручка компании будет расти либо медленно, либо вообще – никак.