Перезагрузка макросхем: что стоит за реформами в НБУ
Глава НБУ Валерия Гонтарева, выступая на форуме YES, заявила о выполнении Нацбанком всех внутренних планов по реформированию банковской системы на сегодняшний день. Одновременно внутри самого Нацбанка разгорелся скандал вокруг реформы, нацеленной на повышение прозрачности банковской системы – уволенные сотрудники обвинили руководство НБУ в нежелании раскрывать непрозрачную структуру собственности ряда банков.
«Национальный банк достиг всего, чего планировал достичь. В первой части реформ мы планировали расчистить банковскую систему и, я скажу, что мы провели такую расчистку», – отметила Валерия Гонтарева. Достижением Нацбанка она, в том числе, считает и вывод с рынка свыше 50-ти банковских учреждений, которые перешли под администрирование Фонда гарантирования вкладов.
«Мы находимся в процессе перезагрузки банковского сектора, поскольку невозможно запустить кредитование, когда ты находишься в процессе реструктуризации, рекапитализации, когда нет судебной реформы… Мы должны готовиться к тому, что экономика начнет расти», – заявила глава НБУ, и добавила, что Национальный банк превратился в полноценный институт с высоким уровнем профессионализма работников.
Заместитель главы НБУ Владислав Рашкован также перечисляет большое количество начинаний в рамках комплексной программы реформирования финансового сектора, которые ведет команда НБУ. «Понижение инфляции и новая монетарная политика, снижение колебаний на валютном рынке и либерализация, улучшение платежного баланса страны, очистка банковского сектора и возврат депозитов в банковскую систему, раскрытие собственников банков и установление реального контроля за операциями со связанными лицами, вывод с рынка отмывочных банков, развитие безналичных платежей, создание новых инфраструктурных решений и рынков, переход на международные стандарты учета и повышение требований к аудиторам, построение системы надзора, основанной на анализа риска, а не комплаенсе», – утверждает он.
Причиной такого решения, по мнению экс-чиновника, могло быть понимание руководством НБУ последствий проводимой реформы – вслед за проверкой имущественного состояния должны следовать объявление структуры собственности непрозрачной, а затем запрет на рефинансирование и получение стабкредитов. Далее – «проблемность» и последующий вывод банка с рынка.
Между тем в недрах самого центробанка разгорелся скандал, участники которого обвиняют главу НБУ и ее окружение в обратном – отсутствии профессионализма. Уволенный недавно из НБУ директор Департамента регистрационных вопросов и лицензирования Леонид Антоненко на своей странице в социальной сети facebook обвинил руководство НБУ в нежелании завершить процесс раскрытия реальных собственников банков.
«Летом мы запустили маховик проверки имущественного состояния 10 крупнейших акционеров банков, структуры собственности которых вызывали подозрения. Соответствующие запросы получили порядка 35 банков, из них порядка 15-ти признаны непрозрачными. И кампанию по наложению штрафов на теневых собственников банков. Меры взыскания были применены к 13 банкам (за все предыдущее время надзорной деятельности Нацбанка взыскание подобного рода было применено лишь дважды), – написал Антоненко. – «Руководство Нацбанка посмотрело на все это и сочло, что поезд реформ мчится слишком быстро. И предложило команде реформаторского Департамента сойти на ближайшей остановке».
Причиной такого решения, по мнению экс-чиновника, могло быть понимание руководством НБУ последствий проводимой реформы – вслед за проверкой имущественного состояния должны следовать объявление структуры собственности непрозрачной, а затем запрет на рефинансирование и получение стабкредитов. Далее – «проблемность» и последующий вывод банка с рынка.
За несколько дней до этого сообщения, непосредственно после своего увольнения, Антоненко заявил о решении НБУ запретить статьи Гражданского кодекса – а именно: уступку права требования и перевод долга по договорам о привлечении кредитов (займов) от нерезидентов и по аналогичным договорам между резидентами, если обязательство выражено в валюте и если новый кредитор – нерезидент. «Но вместо того, чтобы поспешить исправить ошибку, Национальный банк совершает одну за другой новые и новые ошибки. Реакция регулятора на эти кризисы непрофессиональная, и стало быть не за горами новые кризисы», – написал Антоненко.
В своем кругу банкиры давно говорят об отсутствии реальных шагов по реформированию банковского сектора, а проведенные Нацбанком корректировки работы, в частности, на валютном рынке – называют «улучшением администрирования». «Нужно понимать, что Нацбанком сейчас управляет команда трейдеров, которые убрали из нормативной базы какие-то лишние, по их мнению, пункты, связанные с их работой, – говорит один из казначеев, который согласился общаться с Forbes на условиях анонимности. – При этом реальное реформирование они подменили «закручиванием гаек» – то есть, административным давлением на рынок».
«Нужно понимать, что Нацбанком сейчас управляет команда трейдеров, которые убрали из нормативной базы какие-то лишние, по их мнению, пункты, связанные с их работой».
По его словам, система регулирования банковского рынка сейчас выглядит так: «Гонтарева пришла в Нацбанк, и сказала, – я по сложившимся правилам работать не буду. Все схемы, которые у вас были легализованы во время предыдущих руководителей Нацбанка, – теперь закрыты. Нужно договариваться заново». При этом банкам не дали никакого срока для того, чтобы устранить обнаруженные проблемы.
«Решения о предоставлении статуса «проблемный» часто диктовалось не реальными нарушениями, а эмоциональным состоянием главы НБУ и ее личными симпатиями к тому или иному менеджеру или собственнику», – говорит другой банкир. По его словам, таким был подход ко всем банкам Николая Лагуна. «Например, у «Омега Банк», у которого в пассиве были только около 6 млн гривен депозитов физлиц, несколько кредиторов-юрлиц, которые не жаловались в НБУ, и на 768 млн гривен активов – был признан проблемным, а у банка «Михайловский», который принимал депозиты физлиц через компанию по управлению активами (так как не мог принимать вклады физлиц напрямую из-за нарушения нормативов) и в котором, согласно ряду материалов в СМИ, компании с непонятными собственниками получили кредитные лимиты на общую сумму 756 млн грн (45% всех кредитов юрлицам) – статус проблемного снимают.
Согласно заявлению директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Константина Ворушилина, снят статус проблемного и с банка «Финансы и Кредит», который на сегодня также не выполняет обязательства перед клиентами, о чем среди них даже ходит печальный анекдот: «Вы слышали, что «Финансы» уже не проблемный? Это означает, что банк начала выплачивать депозиты? – Нет, просто это перестало быть проблемой для Ворушилина».
Впрочем, сами банкиры считают это решение вынужденным – у Фонда гарантирования вкладов сейчас не хватает средств, чтобы проводить выплаты вкладчикам Дельта Банка и банка «Финансовая инициатива», поэтому введение временной администрации в «Финансы и Кредит» могло сделать ситуацию еще более сложной. «Решение снять статус «проблемный» с банка Константина Жеваго принял Национальный банк, но озвучить его попросили Ворушилина», – говорит один из сотрудников НБУ. В августе акционеры банка «Финансы и Кредит» согласились увеличить уставный фонд на 2,5 млрд гривен, что и стало основой для этого решения.
Между тем, финансисты сомневаются, что в банк будут внесены живые деньги. «Очевидно, будет использована система капитализации back-to-back, которая помогает прогнать деньги в капитал по схеме банк1-банк2-заемщик-нерезидент-банк1», – говорит один из финансистов.
Суть этой схемы заключается в следующем: банк, который собирается увеличить капитал, по межбанку размещает средства в банке-партнере. Этот банк кредитует некую компанию, которая затем с помощью экспортно-импортного аккредитива переводит деньги на компанию-нерезидента, которая затем выступает «инвестором» банка, который является первым звеном в цепочке.
«Для некоторых банков эти схемы разрешено проводить, у некоторых надзор при проверке видит их как вывод капитала», – говорит один из экспертов.
Среди других претензий, которые предъявляют банкиры Гонтаревой – определение цены ОВГЗ, при выкупе госбумаг у банков. «Мы обратились в Нацбанк в качестве кредитора последней инстанции, а у нас выкупили валютные бумаги по официальному курсу. И при этом цену опередили «со скрина» (то есть, текущую биржевую цену). Потери составили почти 800 млн грн, которые не попали к вкладчикам», – жалуется топ-менеджер одного из финучреждений.
В целом, если обобщить впечатления участников финансового и банковского рынков от деятельности Национального банка, то перечень реформ, так или иначе инициированных регулятором, выглядит приблизительно следующим образом:
- Снижение норматива длинной валютной позиции с 5% до 1%;
- Запрет покупки в позицию на сумму более чем 0.1% от капитала;
- Запрет инструментов хеджирования валютного риска (см. п. 2);
- Включение деп. сертификатов в расчет норматива Н4, независимо от сроков;
- Отмена норматива Н3;
- Выведение из рынка проблемных банков;
- Упрощение и ускорение каналов коммуникации с банками;
- Отмена налога на покупку валюты;
- Внедрение кривой доходности, путем ежедневных операций на открытом рынке;
- Блок ограничений на покупку валюты корпоративным сектором;
- Ухудшение условий хеджирования капиталов иностранными банками (включение индексных ОВГЗ в расчет лимита ОВП);
- Раскрытие структуры собственности банков.
Каждое из нововведений, безусловно, воспринимается рынками неоднозначно – в зависимости от специфики ведения бизнеса каждым из участников, размера активов и их структуры. Очевидным фактом является то, что о полном реформировании банковской системы пока говорить не приходится. И удастся ли достичь такого результата в принципе – вопрос не столько времени, сколько «живучести» схем, наличествующих как в самом регуляторе, так и в подконтрольных ему сферах.