Отмена налоговых льгот швейцарскими кантонами: что ждёт украинский бизнес?
Важным инструментом внешней налоговой политики государства являются договоры с другими государствами об избежании двойного налогообложения.
Пример действия договора: если вы, являясь гражданином Украины, уехали за границу, там получаете зарплату (с которой удерживают различные налоги) без повторной оплаты налогов на заработную плату на родине.
Подобная же схема действия договора работает и по отношению к юридическим лицам: фирмам, зарегистрированным в определенной стране.
Причем в некоторых странах налоги ниже, а в некоторых — выше, но если вы выбрали для своей работы низконалоговую страну — вам не нужно будет платить высокие налоги в другом государстве.
Я стараюсь всегда разъяснить это понятие и его работу, так как для большинства именно это разграничение выплаты налоговой нагрузки покрыто мраком и неопределенностью.
Что делают предприниматели (не хочу акцентировать внимание на Украине), если в стране ведения бизнеса налоги велики, есть много регуляторных запретов на многие виды деятельности и постепенно эта петля сжимается вокруг шеи?
Естественно — бегут. Второй же вариант – можно культурно переезжать: паковать деньги-вещи-документы и ехать в другую страну, из которой под видом иностранной компании и вести бизнес на родине.
Именно такое решение принимают для себя украинские предприниматели.
Одним из условий экономической целесообразности такой "высылки бизнеса" в Швейцарию является низкая налоговая нагрузка для таких компаний.
Швейцария предлагает несколько возможностей экономическим эмигрантам:
- Вы можете вести деятельность в Швейцарии и за ее пределами, как обычная местная компания;
- Вы не можете работать в Швейцарии, но без ограничения — владеть другими предприятиями за ее пределами (холдинговая компания) или работать во всех других странах;
- Частично вести деятельность в Швейцарии в виде офиса и персонала, обслуживающего данную структуру.
Основные налоги, касающиеся деятельности швейцарских фирм, распределены на трёх уровнях: федеральном (налог на прибыль в 8.5%), кантональном (устанавливается каждым кантоном самостоятельно) и общинным (относительно невелик и не имеет принципиального значения при учете).
Для понимания — точно так же, если будет единый для всех в Украине налог на прибыль, плюс каждая область и каждый поселковый совет установят приемлемые для себя ставки.
И приснопамятный кантон Цуг, от названия которого все вздрагивают, — не лидер в списке минимальных налогов. Наилучшие условия для юридических лиц предлагает кантон Appenzell (AR), в котором фирма с 2 миллионами собственных средств и прибылью в 160 000 швейцарских франков заплатит 9700 швейцарских франков (плюс федеральный налог в 8.5%).
В Цуге вы заплатите 11300 швейцарских франков.
Примерно сопоставим с Цугом кантон Obwalden, где с прибыли надо будет отдать около 12 000 швейцарских франков.
Все ставки даны при условии работы компании на территории Швейцарии.
Если компания не ведет работу на территории Швейцарии, а продает, к примеру, украинские трубы или подсолнечное масло в Арабские Эмираты или Австралию минуя Конфедерацию — налоговое управление (Steuerverwaltung) кантона может снизить для вас налоговую ставку по кантональному налогу или дать налоговые льготы на определенный период времени.
Я считаю, что озвученный на прошлой неделе европейским комиссаром по налогам ультиматум швейцарским властям по прекращению такой практики ни к чему не приведет.
Во-первых, для реформирования налоговой системы придется проводить общегосударственный референдум.
В разделе Конституции Швейцарии «Федеральные органы власти» определено, что «высшей законодательной властью» в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных голосований-референдумов. Отсюда берёт начало прямая демократия. На референдумы выносятся предложения по изменению и дополнению Конституции, принятые парламентом законы, а также международные договоры и соглашения, заключённые правительством, и другие важные вопросы. Как правило, швейцарцы голосуют четыре раза в году (в одно из воскресений марта, июня, сентября и декабря).
Право на инициативу и референдум в Швейцарии – классические средства выражения прямой демократии. Они позволяют гражданину влиять на процесс дополнения или изменения Конституции. Правительство предоставляет народу подготовленные проекты законов. Если речь идёт об изменении Конституции или о вступлении Швейцарии в какую-либо международную организацию, то проводится обязательное голосование (обязательный референдум), и тогда отпадает необходимость в сборе подписей.
Кантоны в Швейцарии — совершенно самостоятельные образования, имеющие свое правительство, парламент и конституцию. Граждане самостоятельно определяют финансовую стратегию, бюджет и территориальную принадлежность. Так, в 1979 году граждане теперешнего кантона Jura (население — 70 000 человек) проголосовали за отделение от кантона Берн.
Даже если предположить, что соответствующее предложение будет вынесено на референдум — за изменение врядли проголосует большинство жителей конкретных кантонов или страны в целом.
Гипотетически, в случае искусственного навязывания центральным правительством изменений, некоторые кантоны могут вынести на голосование отделение от Конфедерации и присоединение к тому же княжеству Лихтенштайн.
Думаю, что максимум, что может произойти — это небольшое повышение кантональных налогов, которые не сыграют особой роли в совокупном налогообложении компаний. Великолепно организованная защита активов компаний, удобство администрирования, простота ведения налогового и бухгалтерского учета — по моему опыту играют не последнюю роль в принятии решения о переводе бизнеса в Швейцарию.
Будем следить за развитием событий.
Виктория Лукьяненко, руководитель украинского офиса юридической фирмы Goldblum and Partners (Швейцария)