Как вести себя бизнесу в критической ситуации
Как себя вести украинским бизнесменам с партнерами из страны, которая, по сути, объявила нам войну.
Сама по себе ситуация «Украина – Россия» вышла за рамки стандартной. А тем временем экономические отношения между двумя странами реализуются через бизнес. Вряд ли сейчас можно найти хоть одного предпринимателя, который бы понимал, что ему сегодня конкретно следует делать. Уже поздно. Все уже случилось: граница – это инструмент политиков. А политики сегодня воюют.
Я обычно даю конкретные рекомендации, а не обобщающие советы, но в данном случае это не получается. И тем не менее…
Не паниковать
«Любая опасность становится реальной только тогда, когда вы испугались ее, приняли ее всерьез, то есть включили ее в свою картину мира. А пока этого не произошло, вы абсолютно неуязвимы», – Сервест Бурислав.
Профессиональные переговорщики, имеющие дело с террористами или самоубийцами, знают святое правило: не вовлекаться. Вовлекся – пропал, и главное, не спас… А за любым бизнесменом прежде всего люди. И не просто люди, а их психика. Поэтому рекомендация «не паниковать» будет звучать более правильно так: оставайтесь лидерами, то есть вселяйте в людей уверенность, не смотря на то, что в этот момент будете сами испытывать замешательство и беспокойство.
Действуйте
Призывы – это хорошо, но нужны действия. Самое страшное, когда человек начинает бездействовать, поскольку это ведет к духовной деградации. Поэтому продолжайте отдавать людям указания. Командуйте! Это вселяет в людей уверенность. Какие команды? По ситуации. Находите решения. Ищите их, обсуждая. Создайте антикризисный комитет. Ищите способы транспортировки продукта, перечисления денег и пр. Главное, что могу вам сказать как профессионал в кризисных вопросах: продолжайте бороться с препятствиями. Жизнь показывает, что именно этим людям боги помогают.
Начните заботиться друг о друге
Совет явно не бизнесовый. Но мировой опыт человечества показывает, что в сложные времена выживают те, кто фокусируются на другом человеке. У вас как лидеров своих организаций таких людей очень много. Не увольняйте никого… Изменение юридического статуса не сохраняет совесть, а без нее какой смысл просто жить? В ближайшее время большинству предпринимателей, не входящих в «золотую сотню», не удастся заработать на «яхту». Но сохранить свою душу именно сейчас и можно.
Деньги
Бизнес держится на деньгах. Это его кровь. Продумайте любые способы легкого доступа к деньгам, которые позволят вам закупать комплектующие и товары. Отслеживайте по факту, что происходит с финансовыми инструментами (расчетные счета, банковские услуги, интернет-платежи). Установите на этот вид деятельности специальный мониторинг.
Креатируйте
Опыт многих бизнесменов, прошедших через кризисы, показывает, что именно в такие периоды закладывается новое качество, если искать в трудные времена решения. Совет здесь такой. Принимайте решение, которое позволяет выжить «здесь и сейчас». Иными словами, смотрите в текущий момент (умозрительно). Что именно сейчас требуется. Обнаруживайте верхнюю часть айсбергов проблемы и отыскивайте ее источник. Если корабль остановился – это верхняя часть айсберга. Нужно искать ее источник (намотанные на винт водоросли). В чем нюанс: вы не просто заняты, но и поддерживаете таким образом свое духовное состояние и духовное состояние своих собратьев.
Клиентура
Я не помню ни одно случая, когда тот или иной бизнес выжил в кризисы, если он переставал коммуницировать с клиентурой. Рекомендация здесь одна: постоянно общайтесь с ними. Многие спрашивают, зачем? Ответ: вы выживете, если будете владеть информацией. Но нюанс состоит в том, что в такие времена непонятно, какая информация является нужной.
Поэтому постоянная коммуникация со своими клиентами «магически» создает «проходы» и решения. Сколько я ни пытался обосновать этот, так сказать, бизнес-процесс, так и не нашел обоснования при том, что этот метод работает невероятно. Это как чудо.
Мудрость
Не обсуждайте со своими партнерами политику. Просто выражайте уважение к их позиции, какая бы она ни была. Нужно помнить, что народы – это связь духовная, а государства – политическая (конъюнктурная). Ищите вместе с ними «выходы» для сохранения связей и бизнесов. Именно за предпринимателями сегодня стоят люди, и именно предприниматели в основе своей будут тем оплотом, который поможет людям пережить эти трудные времена.