Как правильно выбрать стратегию офисной войны
Поводов для конфликтов в офисной жизни достаточно. Важно определить, какие вещи достойны войны, и научиться принимать грамотные полководческие решения.
Билл Хендрикс и Чарльз Логстон долго старались не обращать внимания на растущее напряжение в вопросе, когда запускать новый продукт — программу для заполнения налоговых деклараций.
Логстон, главный технический директор и сооснователь Common Form, хотел, чтобы программа появилась на рынке в самом начале налогового периода. Хендрикс, гендиректор и также сооснователь компании, стремился дождаться одобрения налоговой службы на сдачу деклараций через интернет с помощью их программы. Оба вкладывали все силы в совместный проект и чувствовали, что сейчас вместо плодотворной работы раскачивают лодку.
Через несколько недель конфликт перешел в открытую фазу. Оба пытались держать под контролем свои чувства, но разговор вышел куда жестче, чем ожидалось. Они пришли к компромиссу и успешно запустили продукт на пару недель позже, чем планировалось в самом оптимистичном варианте. Оба сожалеют, что не решились на откровенный разговор раньше. Хендрикс резюмирует: "Чем дольше ждешь, тем труднее потом распутывать клубок противоречий".
Их пример весьма широко распространен. Четверо из пяти сотрудников компаний конфликтуют с коллегами из-за недопонимания, иерархии, ресурсов или просто различий в типах личности. Половина из них признает, что в итоге страдает работа, гласит опрос 150 служащих по заказу AtTask, разработчика приложений для управления проектами.
Сказать или смолчать
Риски конфликта очевидны — оскорбленные чувства, попорченная карьера. Но и промолчать часто рискованно. Особенно если ваше раздражение разделяют остальные. Перед тем как вступать в противоборство, разберитесь в собственных мотивах, советует тренер Линн Эйзагирре. Действительно ли проблема так важна для компании, коллег, на самом ли деле она мешает вам исполнять свои служебные обязанности?
Многие стремятся избегать конфронтации, рассказывает хедхантер и психолог Шелли Речиньело. Но фрустрация так или иначе проявит себя в пассивно-агрессивном поведении: "Люди, приходя домой, впадают в депрессию или испытывают тревожность, уходят с работы, занимаются самобичеванием — словом, делают все, кроме решения проблемы, которым и надо заняться".
Стоит здраво взвесить свои способности контролировать эмоции в период конфронтации и парировать выпады соперника. Если не уверены, что справитесь с эмоциями, возьмите паузу и побудьте в обстановке, которая вам кажется безопасной, — сходите на прием к психотерапевту, пообщайтесь с друзьями и близкими, советует Эйзагирре.
Найти аргумент
Ввязываясь в драку, тем не менее важно предлагать выход из ситуации или быть готовым вместе искать его. Мишель Берке вспоминает, как надоело ей пару лет назад на прежнем месте работы, в ресторане, выслушивать жалобы официантов на двух коллег, сервирующих большие застолья. Они умели быстро подсуетиться и получить право обслуживать самые большие столы. Они же уносили больше всех чаевых. Несправедливость подобной системы и ползущие по конторе слухи привели к тому, что Берке чувствовала раздражение и на работе, и после работы, вспоминает она. Женщина решила сделать все, чтобы разрулить ситуацию.
К тому времени она работала в ресторане уже год. У нее сложились неплохие отношения с человеком, который мог решить проблему, — ее менеджером. Берке обсудила с ним конфликт, объяснив, что методика распределения столов нечестная и не нравится большинству персонала. Тут же Берке предложила решение — назначение за большие столы официантов по очереди. К тому же клиенты получат куда более качественный сервис, если во время вечеринки у официанта будет только один большой стол. Менеджер согласился с ее доводами.
Принять ответственность
Во время противостояния требуется брать на себя ответственность за свою роль в раздувании конфликта, говорит Патрик Хеир, президент консалтинговой фирмы Business Value Group. Несколько лет назад он руководил направлением по развитию лидерских качеств в другой компании. У него началась борьба за сферу влияния с одним из топ-менеджеров. Оба предпринимали усилия, чтобы подорвать позиции противника в сферах, где их полномочия пересекались.
В какой-то момент Хеир осознал, что его поведение явно противоречит лидерским качествам, которым он учит: "Я заставил себя вылезти из кресла и спуститься на этаж ниже [где был офис соперника]. Это было самое долгое путешествие в моей жизни".
Хеир позвал своего коллегу, Поля Хемпфри, на пару слов и заявил: "Мы ведем игру друг против друга, хотя всем рассказываем о важности работы в команде". Хемпфри вспоминает, что был рад разрядить обстановку и почувствовал облегчение, когда Хеир выложил карты на стол. Они проговорили взаимные претензии и решили обсуждать спорные ситуации с глазу на глаз.
Не очень умно конфликтовать с людьми, которые гораздо влиятельнее вас. Или начинать борьбу за то, что вы не в силах контролировать, говорит эксперт. Она вспоминает случай, когда недовольство слишком жестким бюджетом было абсолютно бесполезно: увеличить его не было никакой возможности. Нужно подумать и о том, поддержит ли в открытую вас руководство.
Дейл Жане была взбешена, когда ее коллеги — менеджеры по продажам — увели клиентов прежде, чем она успела закрыть сделку. Но, чтобы доказать это, ей пришлось бы привести неопровержимые свидетельства, да и ее менеджер не слишком был настроен ее защищать. Так что Жане решила, что игра не стоит свеч.
Она нашла другой выход чувствам — стала вести блог о моде, работать стилистом и продвигать товары вроде изящных наволочек. При этом не бросила работу, но каждый свободный час посвящала раскручиванию собственного бизнеса. Несколько лет назад она ушла с работы и теперь занимается только своим онлайн-магазином Savvy Sleepers.