История мирового налогообложения
История мирового налогообложения от дани в древнем обществе до современных экологических налогов.
Налоги – главный залог существования государства, соответственно история налогообложения напрямую связана с историей существования государств. Правда, следует отличать такие явления, как дань и оброк от налогообложения – первые два появились еще до государств и чаще подразумевали натуральный побор – пищей, товарами и даже людьми. Дань налагалась на отдельные народы, селения или племена. Побежденные народы платили дань вассалам после поражения в войне, фактически на основе дани развилась и африканская работорговля – сильные африканские государства продавали побежденных врагов в рабство европейцам.
Налоговая же система начала развиваться только с появлением денег. Универсальный эквивалент значительно упростил поборы – собрал деньги, и трать их на что хочешь. Как отмечает британский публицист-экономист Сирил Паркинсон, "История налогов в широком смысле – это история войн, история того, как военные налоги остаются в силе после войны". Первые налоги собирались прежде всего на содержание государства и его военной машины. Властелины тех времен не особо задумывались о либерализации налогового бремени, и из-за этого нередко вспыхивали народные волнения – так называемые "народные бунты". Свидетелями одного из них стали и мы в ноябре-декабре 2011-го, когда украинцы восстали против нового налогового кодекса правительства Азарова.
Что же заставляло людей в древние времена платить налоги и дань? В одних случая – безвыходность ситуации: например, какой-нибудь смекалистый властитель устанавливал дань за использование переправы или горного перевала. В других случаях благодарные жители вручали правителю дар за обеспечение их безопасности.
Налогообложение в древности
До возникновения первых демократических обществ Северной Америки и Европы, налоги платили лишь низшие слои общества – ремесленники, торговцы, крестьяне. На их плечи легло как обеспечение разросшейся государственной машины, так и наполнение армии рядовым составом.
Греция и Рим
Свободные жители Древней Греции налоги вовсе не платили, ограничиваясь добровольными пожертвованиями, однако в военный период налоговые сборы вводились для всего населения. Римская система работала аналогично – налоги вводились только в военное время, однако, учитывая частоту римских победоносных войн можно представить, насколько часто это случалось. Жители завоеванных провинций облагались всевозможными налогами в обязательном порядке, чтобы лишний раз продемонстрировать их подчиненное положение.
Современная система налогообложения во многом наследует римскую. Так, именно во времена Древнего Рима появились такие понятия, как прямые налоги, колеблющиеся в зависимости от доходов налогоплательщика; косвенные налоги, заложенные в цене товара, в том числе и акциз, и такие понятия как фискал и ценз, за прошедшие века адаптировавшиеся в новым условиям. В итоге к концу существования Римской империи разница между сказочно богатой государственной верхушкой и вечно подавленными империей жителями захваченных провинций привела к массовыми народным волнениям и постепенному распаду одной из величайших империй.
Средние века
Общественная деградация Средних веков затронула не только культуру и быт, но и материальную политику. Налоги практически исчезли, государство жило только за счет поборов, снимаемых феодалами с бесправных крестьян. Первые попытки ввести подоходный налог оказались неудачными – то поднимались восстания, заканчивавшиеся грабежом имений и убийством знати, то сборщиков налогов избивали до полусмерти либо забирали на принудительные работы в хозяйствах. Спустя 200 лет, в 1641, английский парламент снова предпринял попытку вернуть подоходный налог, но затея вновь привела к физическому уничтожению сборщиков. В конце-концов правительство наконец признало, что подоходный налог "не подходит Англии".
Новое время
В эпоху Возрождения налоговая система понемногу стала возвращаться к римской модели. Снова вернулись косвенные – подушный и подоходный со ставками от 10 до 15% и прямые налоги – акциз от 5 до 25%. Просвещенное время породило и первые научные труды на тему налогообложения. Шотландский экономист XVIII века Адам Смит утверждал, что налоги являются не повинностью, а наоборот – свободой. В своём труде "Исследования о природе и причине богатства народов" Смит установил основные принципы налогообложения, актуальные и сейчас:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, какой он получают вследствие покровительства и защиты государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения;
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его;
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. Этот принцип подразумевает, что на обеспечение сбора налога должно тратиться как можно меньше средств, так как эти средства приходится учитывать в самом налоге. (упростил текст)
Впервые подоходный налог в современном виде ввела Британия в 1799 из-за войны с Наполеоном. Предполагалась ставка в 10% со всех доходов, превышающих £200 в год, и пониженная ставка для доходов от £60 до £200 в год, а также налоговое освобождение для тех, кто получал меньше £60 в год. Кроме того, Генрихом III были введены забавные дополнительные налоги – за владение шляпами (4 фунта за головной убор), набалдашниками для тростей, и менее забавными – на прислугу и владение каретой. Налог был введен как временный, и после победы над Францией в 1816 году британские власти его отменили. Однако подобный способ налогообложения показал себя довольно-таки удобным для государства, и через 26 лет его вернули для укрепления государственной казны. Заодно отменив нелепые налоги на шляпы и предметы обихода.
Современность
В других европейских странах к использованию подоходного налога постепенно пришли на рубеже XIX и XX веков. В Российской империи специальный подоходный сбор ввели в 1916 году для граждан, чьи доходы превышали годовой прожиточный минимум в 850 рублей. Ставка зависела от категории граждан – от 6 рублей до максимальной ставки в 48 тысяч рублей, чьи ежегодные доходы превышали 400 тысяч. После октябрьской революции налог потерял свой смысл, но в 1922 году при НЭПе он был возобновлен. С 1943 года подоходный налог уплачивали лишь имеющие собственный доход граждане, а в 1960 году Законом "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" подоходный налог на зарплату был отменен.
Сейчас в Украине действует прогрессивная шкала подоходного налога от 15 до 30%. До июля 2014 года действовала более щадящая шкала с диапазоном от 15 до 17%. Кроме того, с августа 2014 года в Украине будет действовать "военный" налог в размере 1,5% от зарплаты. Предполагается, что этот сбор будет действовать до 1 января 2015 года и позволить собрать 2,9 миллиарда грн на обеспечение обороны. Кроме того, в Украине существует множество других налогов. В 2010 году их было 147, в 2013, после принятия Налогового кодекса, их стало немного меньше – 136 налогов, а в 2014 их стало еще меньше – 22. Таким образом, за 4 года число налогов снизилось более чем в 6 раз. Для повышения инвестиционной привлекательности Украины работу по снижению количества налогов нужно продолжать, так как эти параметры находятся в прямой зависимости друг от друга.
Есть в мире и государства, которые отказались от важнейшего налога – подоходного. Это либо ближневосточные нефтяные гиганты: ОАЭ, Катар, Оман, Кувейт, Бахрейн, либо островные государства с особыми экономическими условиями: Багамские, Бермудские и Каймановы острова. В Эмиратах параллельно с 55-процентным налогом на нефтяные корпорации действует налог на алкоголь в 50%. Дополнительные 30% взимаются при покупке лицензии на распитие алкоголя дома. Бермудские и Багамские острова живут за счет высоких налогов на импортные товары. Кроме того, островные государства являются офшорными зонами – зонами, привлекающими денежный оборот за счет очень низких налогов.
Самые необычные налоги
Все мы помним сказку о Чиполлино и описанный там налог на погоду. К счастью, такого налога нигде в мире нет, а есть более безобидные и забавные:
- В Австрии существует налог на оказание медицинских услуг по горнолыжному травматизму – своеобразная страховка для туристов альпийских курортов.
- В бедной и мирной Гвинее существует налог на мир, взимающий с каждого гвинейца примерно 17 евро в год, что является довольно ощутимой суммой.
- А в экологически чистой Эстонии серьезной проблемой является порча воздуха коровами. Эстонские власти считают, что выделяемый коровами метан оказывает неблагоприятное влияние на экологию страны, потому в 2008 в прибалтийском государстве был введен такой специфический налог.
- Бельгийцы же борются с глобальным потеплением через налог на барбекю. Каждый пикник с грилем обойдется жителям Бельгии в 20 евро, причем устройство барбекю контролируется специальными вертолетами с датчиками.
- Туристы, приехавшие отдохнуть на Балеарские острова (Испания), обязаны ежедневно выплачивать 1 евро за солнечные ванны. Собранные средства идут на восстановление островной инфраструктуры.
- Китай защищает свои леса 5-процентным налогом на одноразовые палочки для еды. Кроме того, налог действует и на все изделия из бамбука.
- Также в Поднебесной действует налог на гражданские браки, составляющий около 120 евро в год. Отслеживание "нелегальных" браков организовано через доносы.
- В американском Арканзасе действует 6-процентный налог на татуировки и пирсинг. Таким образом власти штата борются с распространением ВИЧ через некачественную технику для модифицирования тела.
- Наиболее близок к чиполлиновскому налогу на погоду венецианский налог на тень. С 1993 года в островном городе действует налог на тень, отбрасываемую навесами и козырьками. За этот период в Венеции ожидаемо стало меньше мест, где горожане могут спрятаться от дождя.
- Самый противоречивый налог существует в США – в 2005 в штате Теннеси установили налог на психотропные вещества. Предполагается, что распространители будут оплачивать налог анонимно, а при аресте смогут получить снисхождение, предъявив доказательства оплаты.
Будущее налогообложения
Дальнейшее развитие налогообложения является палкой о двух концах – с одной стороны поступления в бюджет нужно повышать, с другой – нельзя испытывать терпение налогоплательщиков. В ближайшем будущем перед мировыми государствами стоит задача соблюдения этого сложного баланса. Рост налогов может спровоцировать на протест как широкие слои населения, так и малочисленную элиту, которая пропишет свои доходы в местах с более благоприятным налогообложением.
Важно решить, стоит ли переносить тенденции в обществе на такую сферу как налогообложение? В последние годы правительства различных стран, как развитых, так и развивающихся, стимулируют внедрение экологических налогов – на вредные выбросы, на вещества, способствующие глобальному потеплению, на шумовое воздействие, на пользование природными ресурсами. Хоть подобные налоги и влекут за собой положительный экологический эффект, но его достижение приведет к сокращению налоговых поступлений – ведь вредные выбросы сократятся, и придется придумывать новый повод для налогообложения, а в краткосрочном периоде увеличенное такими платежами налоговое бремя может вызвать недовольство налогоплательщиков. Как писалось выше, грамотное отношение власти к налогам поможет привлечь больше инвестиций. Предприятия, недовольные экологическими налогами, могут уйти в страну, где таковые отсутствуют.
Хороший пример развития налогообложения можно увидеть в Европейском союзе. Для упрощения налоговой системы и повышения эффективности налоговых сборов в ЕС разрабатывается консолидированная общегосударственная налоговая база. Из-за противодействия некоторых стран-участниц эта система вряд ли распространится на весь Евросоюз, но существует большая вероятность, что ее будут использовать группы стран внутри ЕС, что уже улучшит ситуацию.
В последнее время в Украине создают благоприятные условия для производств, внедряющих энергосберегающие технологии. Снято налогообложение прибыли от производства энергоэффективного оборудования, а также сняты НДС и таможенные пошлины на ввоз энергоэффективного оборудования на нужды собственного производства. При этом эксперты отмечают, что подобные экологические льготы пока больше направлены на получение дохода государством, чем на стимулирование бизнеса.