Импорт товаров: методология определения стоимости при «растаможке»
Налоговый кредит по НДС от импортных операций.
Сегодня о коррупции и злоупотреблениях на таможне не говорит только ленивый. Таможенная стоимость товаров стала важнейшим инструментом для давления на бизнес и предметом шантажа со стороны нечистых на руку чиновников. И это несмотря на то, что ВСУ в своих постановлениях неоднократно обращал внимание на недопустимости манипулирования методологией определения таможенной стоимости товаров!
Способы определения стоимости товаров при их ввозе (таможенный режим импорта) можно разделить на следующие составляющие:
1. Основной метод ст. 58 Таможенного Кодекса Украины (далее по тексту ТКУ) — по цене договора (контракта) относительно импортируемых товаров (стоимость операции).
2. Методы «по цене контракта»:
- относительно идентичных товаров (ст. 59);
- относительно подобных (аналогичных) товаров (ст. 60).
3. Прочие методы:
- на основе вычитания стоимости;
- на основе прибавления стоимости (исчисленная стоимость);
- резервный.
Иногда возникают ситуации, когда определить стоимость при помощи основного метода невозможно:
- При возникновении мотивированного сомнения относительно точности либо правдивости декларируемой стоимости товаров, администрация таможенного органа обязана провести с декларантом консультации относительно того, какой из методов «по цене контракта» использовать, после чего принимается соответственное решение.
- Если ни основной метод, ни методы «по цене контракта» непригодны для определения стоимости товаров, используются прочие методы. Применение каждого следующего метода допускается лишь при условии, что использование предыдущего метода результатов не дало.
Основной метод определения
Таможенная стоимость по цене контракта относительно импортируемых товаров (стоимость операции) определяется по формуле: цена товара, подлежащая уплате (уплаченная фактически) + расходы, предусмотренные в ст. 58 (ч. 10) ТКУ. К последним относятся:
1. Понесенные покупателем расходы:
- брокерские и комиссионные вознаграждения;
- стоимость тары и упаковки.
2. стоимость сырья и прочих составляющих, необходимых при производстве данных видов товаров.
3. Лицензионные платежи и роялти, уплаченные относительно оцениваемых товаров.
4. Часть идущей в пользу поставщика — нерезидента выручки от продажи этих товаров на территории Украины.
5. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ, транспортные затраты до места ввоза на территорию Украины.
Важно: методология определения стоимости по данному методу не подразумевает включения каких-либо затрат, кроме перечисленных.
Расходы, которые не могут быть включены в таможенную стоимость (ТКУ, ст.58, ч. 11):
1. Стоимость технического обслуживания, строительных работ, монтажа и сборки промышленного оборудования, установок и машин.
2. Стоимость транспортировки (после ввоза).
3. Обязательные платежи и налоги, уплачиваемые в Украине.
Рассматриваемый метод является наиболее распространенным, но условием его применения является соблюдение следующих требований:
1. Отсутствие ограничений на права импортера по использованию ввозимого товара. Исключение составляют законодательно установленные ограничения.
2. Отсутствие любых условий (предостережений) в части продажи либо ценообразования относительно товаров, делающих невозможным корректное определение их стоимости.
3. Отсутствие условий, предусматривающих передачу части прибыли после того, как товары будут перепроданы в пользу продавца — нерезидента. Исключение – корректировка цен (ст. 58, ч. 10) ТКУ.
4. Продавец — нерезидент и импортер не должны быть связанными лицами, либо их связанность не должна влиять на стоимость товаров.
Согласно главе 2 ТКУ, уполномоченные экономические операторы наделены правом автоматического применения метода определения стоимости по цене договора. В ст. 58 ТКУ (ч. 22) приводится список документов, которые надлежит представить уполномоченному экономическому оператору с целью подтверждения данных о таможенной стоимости товара.
Метод определения по цене договора относительно идентичных товаров
Данный метод применяется при условии, что невозможно определить стоимость товаров по первому методу (ТКУ, ст.59). В данном случае берется стоимость идентичных товаров, импортируемых в Украину из той же страны и в тоже (максимально приближенное) время.
Понятие идентичных товаров подразумевает наличие следующих признаков:
1. Соответствие физических характеристик.
2. Соответствие качественных показателей и рыночной репутации.
3. Соответствие места (страны) происхождения.
4. Товар должен быть произведен тем же производителем.
Важно:
- Наличие незначительных внешних отличий не может послужить основанием отказа признания товаров идентичными при условии соответствия их в целом вышеуказанным требованиям.
- Данный метод оценки используется лишь при условии соблюдения количественного соотношения и соответствия коммерческих условий ввоза идентичных товаров к оцениваемым.
- Если идентичные товары ввозились по нескольким договорам и по разной стоимости, для определения таможенной стоимости берется наименьшая стоимость этих товаров.
Метод определения по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров
Подобными (аналогичными) товарами, согласно ст. 60 ТКУ (ч.2), есть товары, хотя и не являющиеся идентичными по всем признакам, но обладающие схожими характеристиками и состоящие из подобных компонентов. Благодаря этим качествам, они взаимозаменяемы с оцениваемыми товарами и выполняют одинаковую с ними функцию.
Качественные показатели, репутация на рынке и наличие торговой марки – основные показатели, которые учитываются при определении подробности (ТКУ, ст.60, ч.3).
По остальным позициям данный метод осуществляется при тех же требованиях и условиях, что и для идентичных товаров.
Тем не менее, существуют определенные ограничения (ст.61 ТКУ), которые делают невозможным признания товаров идентичными либо подобными:
1. Разные страны-производители.
2. Место выполнения проекта, художественного оформления, дизайна, чертежей и т.д. этих товаров – Украина.
3. Оцениваемые товары произведены не производителем идентичных (подобных) товаров, а другим лицом.
Метод на основе вычитания стоимости
Используется при невозможности определения стоимости при помощи перечисленных выше методов. Исключение составляют случаи, когда декларант требует использовать метод прибавления стоимости.
Важно: согласно ст.62 ТКУ (ч.7), последовательность использования этих двух методов может быть изменена по требованию декларанта.
При условии реализации идентичных (подобных) товаров на территории Украины в неизменном состоянии, в качестве основы берется цена реализации этих товаров:
1. Стоимость продажи наибольшей партии.
2. Период времени, максимально приближенный к дате их ввоза.
3. При условии, что продавец и покупатель не являются связанными лицами.
Метод заключается в вычитании из полученной стоимости следующих показателей:
1. Комиссионных расходов или обычных торговых наценок, которые были установлены для получения прибыли, покрытия накладных расходов, связанных с реализацией товаров того же вида или класса.
2. Транспортных расходов, стоимости погрузочно-разгрузочных работ и страхования.
3. Суммы сборов и налогов, которые уплачиваются при ввозе или реализации.
Метод прибавления стоимости (исчисленная стоимость)
В качестве основы (ТКУ, ст.63) принимается информация производителя (предоставленная от его имени) о стоимости товаров. В состав таможенной стоимости входят:
1. Стоимость материалов, расходы, понесенные при производстве. Информация подтверждается коммерческими счетами (копиями) производителя при условии, что это соответствует правилам бухгалтерского учета страны-производителя.
2. Норме прибыли и размеру накладных расходов при реализации товаров того же вида или класса.
3. Суммы общих расходов, которые связаны с экспортом в Украину товаров того же вида или класса.
Важно: предоставление подобной информации производителем производится на добровольных основаниях. Должностные лица таможенной администрации не вправе требовать ее.
О резервном методе
При всем разнообразии методологии определения таможенной стоимости, время от времени (если последовательное использование всех предыдущих методов результата не дало), возникает необходимость использования резервного метода, легализованного ТКУ (ст.64). Суть его состоит в том, что таможенная стоимость определяется с учетом мировой практики.
Резервный метод определения стоимости имеет свои довольно жесткие ограничения — цена товара не может складываться произвольно:
1. Необходимо достоверное документальное ее подтверждение.
2. Она должна базироваться на информации, база которой находится в распоряжении таможенного органа.
3. По требованию декларанта администрация таможенного органа обязана предоставить имеющуюся у нее информацию.
Исходя из вышеизложенного, резервный метод предусматривает принятие таможенным органом за основу стоимость товара, заявленную декларантом при условии, что она:
1. Не выходит за ценовые рамки на идентичные (подобные) товары.
2. Данной информацией располагает и таможенный орган (она находится в его базе данных).
О типичных нарушениях, допускаемых органами таможни при определении правильности формирования таможенной стоимости товаров
Подробное описание типичных нарушений, которые допускаются сотрудниками таможенных органов при определении таможенной стоимости товаров, приводится в письме ГТСУ №11/3-10.16/11222-ЕП от 19 ноября 2009 года. К ним относятся:
1. Неправильный подход к выбору методики определения стоимости товаров.
2. Требование предоставить документы, не предусмотренные в ТКУ.
3. Отказ в приеме документов от декларанта, которые подтверждают правильность определения им таможенной стоимости товаров.
ВАЖНО: Все неправомерные действия сотрудников таможенных органов при определении правильности формирования таможенной стоимости товаров, должны быть обжалованы в судебном порядке.
И в заключении этой статьи обращаем внимание руководителей предприятий и бухгалтеров на налоговый кредит по НДС от импортных операций. В 2016 года, как и в предыдущие годы, налоговый кредит по НДС от ВЭД (импортных операций) в соответствии с налоговым законодательством Украины, может быть использован Украинскими предприятиями и различными коммерческими структурами для легального уменьшения своих налогов (НДС и налога на прибыль) в бизнесе.