Игра на упреждение: как «синхронизировать» мировую экономику
Сглаживание макроэкономических дисбалансов – одна из главных задач политиков на 2015 год.
В следующем году главным мировым трендом, влияющим на экономику и политику, станет расхождение в темпах экономического развития разных стран. С каждым месяцем 2015 года согласовывать их будет все труднее. Поэтому политики столкнутся с выбором: преодолеть препятствия, так долго мешавшие эффективному сотрудничеству, либо пойти на риск, чреватый экономическим дисбалансом.
В глобальной экономике, с ее разрывами в темпах роста, будут доминировать четыре группы стран. Первая, во главе с США, продолжит улучшать экономические показатели. Благодаря появлению новых рабочих мест и восстановлению уровня зарплат рынки труда этих стран укрепятся. Выгоды от экономического роста будут распределяться более равномерно, чем в последние пять лет. Впрочем, благосостояние более обеспеченных слоев населения продолжит расти непропорционально высокими темпами.
Страны второй группы, в первую очередь Китай, стабилизируют рост на более низких значениях, чем средние исторические. Эти страны продолжат структурные реформы: постепенно переориентируют модели своего развития, сделав их более устойчивыми. Эти меры направлены на то, чтобы случайные потрясения финансового рынка ощущались лишь как встряска, а не вели к подрыву экономики. На повестке дня у них также будет стоять развитие внутреннего рынка, совершенствование нормативной базы, поддержка частного сектора и более широкое использование рыночных рычагов.
Третья группа (европейские страны) будет бороться с непрекращающейся стагнацией. В некоторых странах застой подпитывают общественное и политическое разочарования, усложняя реализацию региональной политики. Вялый рост, дефляция и чрезмерная долговая нагрузка усиливают риски и препятствуют инвестициям. В странах с самой слабой экономикой безработица, особенно среди молодежи, останется на тревожно высоком уровне.
Четвертая категория – «трудно прогнозируемые» страны, чьи размеры и экономические связи имеют системное значение. Яркий представитель этой группы – Россия, которая столкнулась с усугублением рецессии, обвалом национальной валюты, оттоком капитала и дефицитом вследствие санкций. Перезагрузка отношений с Западом позволит снять санкции и построить более устойчивую, диверсифицированную экономику. Однако все зависит от президента Владимира Путина и его решения – изменять ли отношение к событиям в Украине.
Если президенту Дилме Русеф удастся реализовать свои планы, в 2015 году Бразилия вместе с Мексикой заложит основы для стабилизации латиноамериканского региона, страдающего от нестабильности из-за падения цен на венесуэльскую нефть.
Альтернатива – расширение военной интервенции в Украине в попытке отвлечь общественное недовольство. Скорее всего, это выльется в новую волну санкций и контрсанкций, которые ввергнут Россию в еще более глубокую рецессию. Другие возможные последствия – политическая нестабильность или новые внешнеполитические риски. В последнем случае экономические проблемы Европы лишь обострятся.
Еще одна «темная лошадка» – Бразилия. Неубедительная победа президента Дилмы Русеф на недавних выборах дает надежду на стабилизацию. Новый президент выразила желание изменить подходы к управлению экономикой в пользу ослабления государственного регулирования. Потенциальные выгоды такой политики меркнут в свете побочного вреда и непредсказуемых последствий. И если Дилме Русеф удастся реализовать свои планы, в 2015 году Бразилия вместе с Мексикой заложит основы для стабилизации латиноамериканского региона, страдающего от нестабильности из-за падения цен на венесуэльскую нефть.
Из-за несоответствия темпов роста экономик разных стран политика центробанков также будет разниться. Финансовые регуляторы развитых стран испытывают усиливающееся давление из-за необходимости проводить разную монетарную политику.
В третьем квартале 2015 года Федеральная резервная система США после прекращения крупномасштабной скупки долгосрочных активов наверняка поднимет учетную ставку. Европейский центральный банк же, напротив, попытается провести свой вариант количественного смягчения. В первом квартале следующего года ЕЦБ представит перечень мер по увеличению объема скупки активов. Банк Японии, в свою очередь, продолжит использовать все возможные рычаги монетарного стимулирования.
Конечно же, в теории расхождению темпов экономического развития нет пределов. Проблема в том, что сейчас единственный механизм синхронизации мировой экономики – изменение валютных курсов. В случае с США комбинация более сильной экономики и менее адаптивной денежной политики создаст дополнительное давление на доллар, провоцирующее его удорожание. И это при том, что в последнее время обменный курс американской валюты по отношению к евро и иене и так существенно вырос. Поскольку сегодня найдется немного стран, желающих укреплять свою валюту, устойчивая тенденция к росту курса доллара сохранится. В перспективе это может спровоцировать политическое противостояние в самих США.
Кроме того, валютные рынки все хуже справляются с ролью естественных «синхронизаторов» экономик, и это может вызвать трения между отдельными странами. Они, в свою очередь, могут нарушить непривычное спокойствие на фондовых рынках, которое наблюдалось в последнее время.
К счастью, есть способы сделать так, чтобы различные темпы развития экономик разных стран в 2015-м не привели к экономическим и финансовым потрясениям. Правительства большинства государств (особенно Европы, Японии и США) располагают всеми необходимыми инструментами, чтобы не допускать усиления трений. Причем в процессе преодоления разногласий они могут раскрыть продуктивный потенциал своих экономик.
Проблема в том, что сейчас единственный механизм синхронизации мировой экономики – изменение валютных курсов. В случае с США комбинация более сильной экономики и менее адаптивной денежной политики создаст дополнительное давление на доллар, провоцирующее его удорожание.
Для того чтобы разрыв в темпах развития экономик разных стран не привел к серьезным последствиям, не нужно выдумывать новые стратегии. Экономисты уже достигли широкого, хотя и не всеобщего консенсуса насчет мер, которые необходимы для этого на национальном, региональном и глобальном уровнях. Вопрос, скорее, в реализации существующих стратегий, а для этого нужна твердая политическая воля.
Политикам нужно действовать немедленно: последствия их бездействия будут ощущаться и после 2015 года.