Долг платежом не ужасен
Украина объявила мораторий на выплаты по внешнему долгу. Для страны, где государственный долг составляет под 100% ВВП, а совокупный внешний долг в 1,2 раза превышает размер экономики, это не может быть не важно.
Паниковать или нет — этот вопрос, кажется, звучит даже из утюга. Однако ответ на него уже дан: паниковать надо было раньше. Сегодня ни финансовый, ни товарный рынок на ограниченный дефолт не отреагируют. Для этого попросту нет фундаментальных причин.
Как известно, месяц назад Украина договорилась со Специальным комитетом кредиторов о порядке реструктуризации 14 выпусков еврооблигаций на общую сумму около $19,3 млрд. Параметры сделки известны: 20% будет списано, а на остальную сумму — выпущены 9 выпусков евробондов со сроками погашения от 2019 до 2027 годов. Это будут долларовые облигации с процентной ставкой 7,75% годовых и полугодовыми купонными платежами. После 2021 года для держателей облигации предусмотрен бонус, предусматривающий начисление части прироста ВВП Украины (там есть целый ряд условий: ВВП должен достичь эквивалента $125,4 млрд, экономический рост должен быть не меньше 3%, в первые пять лет такой бонусный платеж не может превышать 1% ВВП и т.д.). Грубые расчеты показывают, что при среднегодовых темпах экономического роста 4,5%, эти бонусы будут приблизительно равны списанному в 2015-м.
Безусловно, это перенос значительной части бремени "на потом". Можно долго рассуждать о самочувствии экономики Украины в 2020-30-е годы, но вводные для такого диалога слишком расплывчаты, как и очертания отечественной экономики буквально через несколько лет. Поэтому сегодня не стоит на это тратить время, все разговоры о вредности-полезности варрантов (ими как раз будет оформляться бонус для держателей еврооблигаций) напоминают "дележ шкуры неубитого медведя".
Все очертания долговой сделки хорошо известны рынку, оценены им в текущих котировках облигаций (они выросли на 10–20% по сравнению с серединой июля). Есть нюансы, но они не столь важны, чтобы разрушить весь механизм реструктуризации. Главное: данную реструктуризацию словом и делом поддерживает "кредитор последней инстанции" — Международный валютный фонд. Напомню, что в феврале нынешнего года директор-распорядитель этой организации Кристин Лагард сообщила о том, что до 2019 года Украине будет выделен огромный пакет финансовой помощи на общую сумму $40 млрд (это около половины ВВП Украины). И эта сумма включает $15,3 млрд экономии на платежах по внешнему долгу в 2015–2018 годах.
Заложенная схема, очевидно, работает. И это — ключевая причина стабильности экономических индикаторов в последние месяцы. Включая обменный курс и инфляцию.
Каких известий ждать в ближайшее время с реструктуризационных полей?
Прежде всего, рейтинговые агентства отреагируют на факт остановки платежей по внешнему долгу… объявлением дефолта. Пугаться не стоит — это технический процесс. Украина в одностороннем порядке предложила кредиторам реструктуризацию, не погасила еврооблигационный выпуск 23 сентября на сумму $500 млн — рейтинговые агентства должны на это отреагировать либо присвоением дефолтной категории, либо отзывом рейтинга. Важно, что это не отказ страны в принципе обслуживать свои обязательства. Когда будут выпущены новые суверенные бумаги, им будут присвоены прежние рейтинговые оценки. А может, и выше на одну-две ступеньки, поскольку платежный календарь для страны стал намного мягче.
14 октября в Лондоне ведомство Натальи Яресько будет проводить переговоры по заключению юридического соглашения. Отдельно по каждому еврооблигационному выпуску. Стоит ожидать, что договорятся по 13 из 14 выпусков (кворум составляет 2/3 держателей еврооблигаций, проголосовать "за" должны 75%). По негласной информации, в качестве компенсации наиболее пострадавшим вкладчикам в Украину (по бумагам, которые должны были быть погашены в 2015–2016 годах) будут предложены преимущественно "короткие" новые бонды с погашением в 2019–2020 годах.
Выпуск новых облигаций (9 выпусков), согласно поручению правительства Украины, должен быть закончен до 1 декабря. Первые купонные выплаты по ним намечены на будущую весну. Предположительно полугодовая выплата составит $620 млн.
Так называемый руссобонд ($3 млрд, которые были оформлены на основании договоренностей Путина и Януковича в декабре 2013 года), вероятнее всего, будет всё же вынесен за скобки реструктуризации. Лагард уже пообещала вынести вопрос о статусе этого долга на Совет директоров МВФ. Не исключено, что долг будет признан межгосударственным, и Фонд согласится на погашение Москве за счет кредита МВФ.
Таким образом, реструктуризация коснется $16,3 млрд. Посредник — компания Lazard Freres SAS — получит 0,18% от суммы сделки. То есть $29,3 млн.
Окончание реструктуризации не будет означать прекращение какой-либо активности по переформатированию долга. На очереди — еврооблигации Киева, а также "Укрзалiзницi". Украинские власти рассчитывают отсрочить долг столицы по суверенному сценарию. А вот что касается железных дорог — повторить механизм реструктуризации государственных банков Ощадбанк и Укрэксимбанк (они провели успешную реструктуризацию летом этого года, там нет списания долга, процентная ставка увеличена более чем на один процентный пункт).
Реструктуризация внешнего долга перестала быть существенным рисковым фактором экономической политики. Внешнеэкономическая конъюнктура, налоговая реформа, полураспад коалиции, привлечение инвестиций, перспективы восстановления единства страны и прежних рынков сбыта — это все куда важнее. И если Украине не удастся добиться экономического роста в ближайшие годы, не исключена повторная реструктуризация. Яценюк и Яресько признали это в парламенте на прошлой неделе. Ведь за полтора года реформ отечественный ВВП сжался с $180 млрд до $85 млрд.