Доходный сценарий
Владелец инвестфонда Smead Value Fund Уильям Смид выбирает акции, как голливудских знаменитостей. Такой подход позволяет ему систематично обыгрывать рынок.
Любой специалист по поведенческой экономике подтвердит: в инвестициях удача важна не меньше, чем профессиональная подготовка. Даже один из самых богатых людей мира инвестор Уоррен Баффетт признает, что его жизнь сложилась бы иначе, не окажись он в нужное время в нужном месте. О том, что финансовый успех – это удача плюс знания, Уильям Смид, владелец паевого инвестиционного фонда Smead Value Fund, впервые узнал в 19‑летнем возрасте на собачьих бегах. Это знание перевернуло его жизнь.
Двоюродные братья Смида, в то время студенты экономического факультета Уитмен‑колледжа, были завсегдатаями бегового стадиона Murray Кеmp в Орегоне. Они и привили Смиду страсть к тотализатору. Если собака, на которую он поставил, занимала выгодную позицию на стартовой линии, Смид приходил в огромное возбуждение. «Нужно было выбрать первоклассную борзую, способную сделать мощный рывок на первых секундах. Тогда вероятность выигрыша значительно возрастала, – вспоминает 55‑летний Уильям. – Сегодня точно по такому же принципу мы отбираем ценные бумаги». Ставки на собачьих бегах оказались выгодным делом. К концу лета Смид выиграл достаточно, чтобы внести первый взнос за новый автомобиль.
Последние пять лет средняя доходность инвестиций в фонде Smead Value Fund – 20%, для сравнения: тот же показатель для акций компаний из списка S&P 500 – около 16%. Чистые активы фонда – $531 млн. В текущем году его бизнес вырос на 29%, более чем на 4 п. п. опережая среднерыночные показатели. Как и многие управляющие активами, Смид играет вопреки биржевым трендам. Он ищет недооцененные акции с самым низким коэффициентом «цена/прибыль», обычно бумаги компаний из последней сотни S&P 500. Важный критерий выбора – стабильная прибыль. Чтобы попасть в поле зрения Смида, фирма должна быть прибыльной последние 10 лет. «Если компания уже долго не получает стабильную прибыль, то инвестировать в нее нет никакого смысла, – поясняет Тони Шеррер, главный аналитик Smead Value Fund. – Нам нравятся компании наподобие Wells Fargo».
Смид бегло перечисляет еще несколько важных критериев. В их числе, например, позитивная отчетность активов и пассивов. Его интересуют фирмы, которые, потратив четыре года, способны погасить долг исключительно за счет свободных средств. Еще один плюс – возможность скупки бумаг у инсайдеров. Есть и другие, более расплывчатые критерии, например «дружелюбие акционеров».
Сейчас в списке Смида только 27 компаний, большинство из них – с высокой капитализацией. «Мы уверены, что главное – правильно выбрать акции», – поясняет он. Зато купив бумаги, Смид держится за них до последнего. Оборот портфеля в его компании – 11% в год, у конкурентов – 64%.
До того как стать звездой инвестиционного рынка, Смид 13 лет работал биржевым брокером – сначала в компании Drexel Burnham Lambert, а затем в Oppenheimer и Smith Barney. У него нет ни степени MBA, ни сертификата финансового аналитика. В 1993 году он сдал экзамены Комиссии по ценным бумагам и биржам США и стал сертифицированным консультантом по инвестициям. Позже перешел работать в банк Wachovia Securities, а в 2007‑м, перед самым финансовым кризисом, уволился и основал фонд Smead Capital.
Казалось бы, что может быть хуже, чем начинать собственное дело накануне обвала финансовых рынков. Но именно с выбором времени Смиду невероятно повезло. В 2008‑м он вложил все деньги инвесторов в акции крупнейших компаний, причем в тот момент, когда фондовый рынок почти достиг дна. Во многом благодаря тому, что инвестиции были сделаны в нужное время, финансовые результаты фонда Смида стремительно растут. Полгода назад, в мае 2013‑го, Smead Value Fund сообщил, что среднегодовая доходность его инвестиций за пять лет – 10%. К концу сентября этот показатель увеличился до 14%. Сегодня он – 20%. В I квартале 2014‑го, спустя пять лет после обвала фондового рынка, доходность Smead Value Fund обещает вырасти еще больше.
Эти цифры, а также высокие позиции в рейтинге инвестфондов Morningstar – отличная реклама, считает 29‑летний сын Смида Коул, директор по продажам и маркетингу Smead Value Fund. У Коула, который тоже учился в Уитмен‑колледже, фактически не было иного выбора, кроме как пойти по стопам отца. В семейных поездках Смид заставлял своих пятерых детей играть в бизнес‑игру, которую он сам придумал. «Мне было семь лет, и я точно знал, что из моих сверстников я единственный, кого интересуют ценные бумаги», – вспоминает Коул. Проезжая какой‑нибудь городок, Смид, сидя за рулем семейного авто, спрашивал у своих отпрысков, какую фирму из тех, чьи вывески мелькали за окном, они хотели бы купить. Коул чаще всего выбирал дистрибьюторов пива и безалкогольных напитков.
Как любой бывший брокер, Смид обладает даром убеждения и почти всегда рассказывает истории об именитых брендах, а не о том, как подсчитывает окупаемость капиталовложений. Он обожает проводить параллели между инвестиционным бизнесом и киноиндустрией. Например, когда Уильям говорит «нам нужны долгосрочные контракты с выдающимися актерами и актрисами», это означает, что бумаги нужно выбирать всерьез и надолго. «Нам нужны акции наподобие Мерил Стрип. Все списали ее со счетов еще в начале 1990‑х. А сегодня она звезда первой величины», – отмечает он.
Конечно, Смиду не всегда сопутствовала удача. В конце 2010 года, после ухода Марка Херда с поста генерального директора Hewlett‑Packard, Уильям был уверен, что эта IT‑компания сохранит за собой лидерство на рынке персональных компьютеров. Ошибка стоила ему дорого: акции Hewlett‑Packard подешевели почти на 40% – с $38 до $23 за штуку.
С бумагами сети модных магазинов Nordstrom тоже не все гладко. Но Смид оптимистичен: «У американского общества есть четыре пристрастия: алкоголь, табак, кофе и обувь. Даже если женщина узнает, что грядет конец света, то три последних месяца она потратит на походы в Nordstrom, чтобы выбрать красивые туфли».