Дайджест Капитали$та «Финансовая свобода» №19: Доходы заробитчан. Какие налоги платить и за что могу
Тема трудовой миграции украинцев за границу — одна из главных проблем страны. По данным различных аналитических центров, почти 12 миллионов граждан Украины сейчас находится на заработках, а в течение последних двух десятилетий на заработки выехало 10-15% украинцев. Хотя эту цифру можно подвергнуть сомнению, учитывая, что последняя перепись населения в Украине проводили еще во времена президентства Леонида Кучмы в далеком 2001 году. Пишет minfin.com.ua
Вскоре дефицит рабочей силы в Украине приведет к тому, что в стране некому будет работать. Что побуждает людей выезжать на заработки в другие страны? Отсутствие перспектив в Украине и разница в оплате труда. Евроинтеграция значительно облегчила доступ нашим соотечественникам на зарубежные рынки труда, где они получают гораздо более высокую награду. Если в Украине средняя зарплата составляет около €250, то в России — € 500, а в ЕС уже превысила €1500. Самое страшное, что с такими темпами реформ, которые проводит власть, Украина в ближайшем будущем не сможет обеспечить своим гражданам конкурентный уровень доходов.
По уточненным данным Нацбанка, в 2017 году денежные переводы в Украину из-за границы составили примерно 9,3 млрд долларов. Эта сумма более чем в пять раз превышает прямые иностранные инвестиции за тот же год. Их Нацбанк оценил в 1,8 млрд долларов. В целом, по обновленным данным НБУ, за 2015-2017 годы трудовые мигранты перевели в Украину 23,8 млрд долларов. Это больше, чем все валютные резервы страны, которые на начало 2018 составляли 18,8 млрд долларов.
Мне было очень обидно и больно читать интервью моего коллеги дипломата-заместителя министра иностранных дел Польши Бартоша Цихоцкого «Европейской правде»: «Если в 2016 году украинские рабочие перевели домой 8 млрд. злотых, то последние данные нашего Центрального банка показывают, что в 2017 году было перечислено уже 13 млрд злотых — это около 100 млрд гривен… Конечно, это отнюдь не благотворительность — это деньги, которые заработали эти люди. Но это Польша дала им возможность заработать деньги». Скажите пожалуйста, почему Польша, чужая страна, больше уважает труд простого человека, иностранца, чем Украина, которая должна заботиться о своих гражданах?
Как отмечают специалисты Ассоциации налогоплательщиков Украины, объемы денежных потоков от трудовых мигрантов, вероятно, выше, чем отражает официальная статистика, поскольку мигранты в основном пользуются неформальными каналами передачи средств в страну.
По оперативным данным ГФС Украины, с начала 2018 украинцы задекларировали 211,8 млн грн иностранных доходов.
Условия налогообложения трудовых мигрантов определяет ст. 19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», согласно которой оно осуществляется в порядке и размерах, установленных государством пребывания.
Резиденты Украины, с учетом норм международных договоров, имеют право на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, при расчете налогов и сборов в Украине согласно нормам Налогового кодекса. Вместе с тем, обязанностью трудовых мигрантов является обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за имущество, расположенное на территории Украины, которое принадлежит им на правах собственности или находится в аренде. Избежание двойного налогообложения доходов реализуется соответствующими международными договорами Украины.
Работа за границей не освобождает от необходимости платить налоги в Украине. Если гражданин признан налоговым резидентом Украины, он обязан платить в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ) со всех полученных доходов по ставке 18% и военный сбор — 1,5% от дохода.
По общему правилу, сумма иностранного дохода (независимо от размера) включается в общий годовой налогооблагаемый доход физического лица. При этом надо подавать ежегодную налоговую декларацию. Это можно сделать лично, через доверенное лицо, по почте с уведомлением о вручении и описью вложения, в электронной форме с зарегистрированной электронной подписью.
Граждане, которые официально трудоустроены, имеют право учесть сумму налога с доходов, уплаченную в другой стране, для уменьшения налоговых обязательств по НДФЛ. В результате такого зачета лицо может быть фактически освобождено от уплаты НДФЛ, если сумма иностранного налога будет превышать сумму налога в Украине.
Такой взаимозачет по НДФЛ возможен, если между странами заключен договор об избежании двойного налогообложения. Для этого нужно получить справку от иностранных налоговых органов о сумме уплаченного налога, базу и объект налогообложения. Справка подлежит легализации через апостиль или через консульское учреждение Украины за рубежом. Некоторые международные договоры о правовой помощи предусматривают, что документы, выданные властями иностранного государства, не нуждаются в дополнительной легализации.
Например, в Польше ставка налога на доходы физических лиц составляет 19%, поэтому уплаченные там суммы перекрывают ставку НДФЛ в размере 18%, установленную в Украине.
За непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации о доходах и имущественном состоянии начисляется штраф в размере 170 грн. Кроме того, предусмотрена административная ответственность в соответствии с п. 123.1 ст. 123 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Если налоговый орган выявит недоимку налога на доходы физических лиц, гражданин должен заплатить кроме суммы налога еще и штраф в размере 25% от суммы недоплаты (п. 123.1 ст.123 Налогового кодекса Украины).
Существует несколько законодательных инициатив, которые призваны урегулировать налогообложение доходов трудовых мигрантов. В частности, финансовые средства трудовых мигрантов, заработанные в зарубежных странах и инвестированные в экономику Украины в виде предпринимательского или финансового капитала, предлагают отнести к источникам финансирования инвестиционной деятельности. Также есть предложение освободить от НДФЛ средства, полученные трудовыми мигрантами за рубежом.
Так, законопроектом № 7458 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно создания благоприятных условий для возврата денежных средств трудовых мигрантов)» предлагает дополнить ст.10 закона «Об инвестиционной деятельности» нормой, которая относит заработанные мигрантами средства к инвестициям в украинскую экономику. Документ также предусматривает изменения в ст.19 Закона Украины «О внешней трудовой миграции», в соответствии с которыми трудовые мигранты будут освобождаться от уплаты налоговых и таможенных платежей при переводе наличных в Украину.
В то же время, законопроект Украины №7259 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно освобождения денежных средств трудовых мигрантов от уплаты налога на доходы физических лиц)» предлагает внести изменения в ст. 163 НКУ. Согласно этому документу, доходы работников, которые поступают в Украину в виде наличных, не облагаются НДФЛ. Инициатором этих изменений является народный депутат Украины Михаил Головко, который считает, что это будет стимулировать трудовых мигрантов вкладывать деньги в бизнес именно в Украине.
Некоторые эксперты говорят о позитивных факторах внешней трудовой миграции украинце, поскольку большую часть средств они привозят или переводят в Украину. Эти средства помогают снизить показатели бедности, позволяют обучать детей, покупать или строить жилье в Украине, а также приобретать новые навыки, увеличивают возможности для предпринимательства и т.д. К тому же, большая часть украинцев мигрирует в соседние страны, откуда легко вернуться.
Чтобы динамика трудовой миграции украинский за границу уменьшалась, а не увеличивалась, как сейчас, нужно безотлагательно проводить реформы по детенизации экономики, формировать гибкий рынок труда с учетом потребностей работодателей, обеспечить достойную оплату труда, создать такие условия, которые будут мотивировать людей вернуться в Украину.