7 секретов бизнес-коммуникации: как новичку правильно презентовать себя и свой бизнес?
Встреча с нужным человеком в правильном месте и в правильное время открывает много возможностей перед начинающим бизнесменом. Как не испортить впечатление и предстать в выгодном свете?
Создавая новый бизнес или стартап, вы должны понимать: лишь единицам удается с самого запуска сделать грандиозный рывок. Большинству же признание стоит многих усилий. Однако во всем нужно знать меру, дабы не перегнуть палку и не оттолкнуть потенциальных клиентов или инвесторов излишней дерзостью, отчаяньем или же бесконечным информационным потоком.
Как же ненавязчиво создать интерес к вашей идее? Как обратить на себя внимание и запомниться с лучшей стороны, рассказывая о себе? Следующие семь советов дадут ответы на эти вопросы.
Сосредоточьтесь на проблеме, которую вы решаете
Новые владельцы часто говорят о том, что они делают ("мы делаем это, мы предлагаем то-то"). Информация такого рода, безусловно, может быть правдой, но это не всегда интересно, особенно для людей, которые не имеют отношения к бизнесу.
Попробуйте сформулировать историю вашего стартапа (бизнеса) с точки зрения пользователя. Очертите ситуацию, укажите на проблему, с которой столкнулись люди, попав в нее, а потом объясните, зачем и как вы собираетесь решить эту проблему. И вообще – всегда, когда есть такая возможность, рассказывайте истории, примеры того, как можно использовать вашу идею в реальной жизни.
Не используйте жаргон
Само собой разумеется, вы – человек, и разговаривать стоит соответственно. Не нужно разбрасывать пафосные, модные словечки. Также стоит избегать клише, типа "уникальный в своем роде", "это качественно новый уровень". Это слова обо всем и ни о чем, они будут звучать наивно и проигрышно.
Кроме того, избегайте отраслевого жаргона, понимание которого требует использования словаря или наличия у собеседника ученой степени. Контакт нужно устанавливать мгновенно, и делать это стоит так, чтобы ваш рассказ был понятен любому из присутствующих.
Лавируйте в зависимости от ситуации
Оттачивая презентационное мастерство или готовясь представить свой проект в обществе, вы, скорее всего, репетируете перед зеркалом или в присутствии друзей. И это неплохой вариант тренировки. Оказавшись в правильном месте в нужное время, вы сможете по отточенной программе преподнести себя и свое детище.
Но вы должны быть готовы отойти от намеченного плана в зависимости от обстоятельств. Модель поведения на официальной встрече с инвесторами и при неформальной беседе в кафе не должны быть идентичными. В частности, второй вариант требует легкости и непринужденности, диалога, а не безостановочного занудного рассказа.
Не будьте ходячим резюме
Фокусируйтесь на том, что вы делаете, зачем вы это делаете и чем отличаетесь. Встречаясь с потенциально заинтересованными в вас и в вашем проекте людьми, не выдавайте им свою биографию и ненужные факты – где учились и работали, сколько у вас человек в коллектив и какие университеты они заканчивали.
Естественно, те же потенциальные инвесторы хотят знать, кто вы, что у вас за команда, способна ли она превратить идею в успешный проект. Но это можно понять по вашим текущим достижениям, целям и взглядам.
Не делайте нереальные прогнозы
Может быть, члены вашей семьи останутся под впечатлением от ваших амбиций, продемонстрированных в стремительном графике, говорящем, что за ближайшие два года вместо двухсот вы получите несколько миллионов клиентов. Тем не менее, инвесторы и опытные бизнесмены не хотят, чтобы их "кормили" пустыми безосновательными прогнозами роста.
Вместо того, чтобы делать предположения по объему доходом или количеству клиентов, расскажите, как вы это планируете делать. Опишите, почему вы сможете достичь успеха, какие факторы этому способствует, какие уникальные особенности помогут вам развивать бизнес.
Слушайте
Вы, конечно, можете гордиться всем тем, чего вы достигли – в собственном деле или на предыдущей работе. Тем не менее, вы должны отложить гордость в сторону, когда перед вами стоит цель максимально выгодно презентовать свой проект. Потенциальные инвесторы, даже случайные знакомые, могут застать вас врасплох неприятными вопросами. Это нормально. Они не атакуют вас лично – скорее, они оценивают вашу идею со своей точки зрения.
Не занимайте оборонительную позицию, не будьте резки. Во-первых, любой инвестор от вас отвернется, если вы не будете открыты для обратной связи. Во-вторых, из некоторых каверзных вопросов можно сделать выводы и откорректировать работу в будущем. Внимательно продумайте свои ответы, будьте осторожны в высказываниях и слушайте: это поможет вам открыть глаза на новые возможности или потенциальные ловушки.
Не думать только о деньгах
Работая на рынке короткий промежуток времени, вы, вероятно, все же нацелены на получение начального финансирования или других источников инвестиций. Однако имейте в виду, что изначально речь идет скорее о налаживании отношений, которые могут дать больше, чем просто инвестиции. Например, вы можете познакомиться и наладить контакт с кем-то, кто может познакомить вас руководителем отдела продаж компании в важном регионе. Или же опытный человек в беседе с вами прольет свет на новые возможности развития бизнеса. Как вариант, вы найдете ценного сотрудника, как раз находящегося в поиске хорошей работы.
Суть в том, что вы никогда не знаете, к чему приведет любой разговор. Поэтому нужно ценить каждого встретившегося на вашем пути человека и понимать, чем он может вам помочь. Даже в самом худшем случае вы получите бесценный опыт.