«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Выпуск №143: Почему Украине не быть аграрной сверхдержавой

Выпуск №143: Почему Украине не быть аграрной сверхдержавой

В украинском правительственном документе «Векторы экономического развития 2030» представлены планы реформ в 20-ти ключевых направлениях. Vesti.ua подробно анализирует стратегию преобразования одного из ключевых секторов экономики Украины – агропромышленного комплекса (АПК).

Проклятие «глобального центра продовольственной безопасности»

Если описать несовершенство украинского АПК всего одним тезисом, то постановку проблемы можно сформулировать так: «Агросектор Украины занимает слишком большую долю в структуре экономики и экспорта, при этом являясь слишком примитивным в материально-технической и производственной компоненте».

АПК занимает ключевую роль в отечественной экономике, обеспечивая 9% ВВП, 40% экспорта, 18% занятости трудоспособного населения и 6% налоговых поступлений. Украина является одним из мировых лидеров на рынке аграрной продукции, занимая лидирующие позиции по поставкам таких товаров, как: подсолнечное масло, шрот подсолнечника, ячмень, пшеница, кукуруза, рапс, курятина и т. д.

За последние 12 лет можно выделить две важнейшие тенденции в изменении динамики значимости АПК в экономике. Во-первых, рост доли агросектора в структуре ВВП. Во-вторых, увеличение доли аграрного сырья в структуре экспорта на фоне падения общего объема экспортируемых товаров и услуг Украины на внешние рынки. 

"Несмотря на то, что Украина является лидером в экспорте низкомаржинальных продуктов, в стране есть кейсы успешного развития перерабатывающей отрасли (подсолнечное масло, курятина). В денежном выражении масло подсолнечное и подсолнечный шрот являются продуктами номер один по месту в мировом экспорте из Украины, рапс занимает 2 место, а кукуруза, ячмень и рожь занимают 4 место", — указано в документе «Векторы экономического развития 2030».

Также можно отметить тенденцию роста уровня непосредственно сырьевой составляющей в самой товарной структуре экспорта аграрной продукции Украины в течение последних 9-10 лет.

Исходя из существующей структуры отечественного АПК, в правительственной стратегии реформ указаны шесть целей в направлении трансформации агросектора:

  1. обеспечение стимулирующей и совещательной государственной политики;
  2. обеспечение игроков рынка качественной сквозной инфраструктурой (финансы, образование и наука, земля, оросительные системы, транспорт, мощности хранения);
  3. создание условий для производителей возможностей обеспечивать себя доступными материально-техническими ресурсами;
  4. обеспечить сбалансированность производства высоко- и низкомаржинальных продуктов для увеличения прибыльности сектора;
  5. содействие развитию и полноценному обеспечению комплексной среды для функционирования переработки сырья;
  6. оптимизация экосистемы сбыта продукции на внутреннем и внешних рынках.

Сырьевой дисбаланс

Аналитики Кабмина указывают, что существующая структура агросектора является несбалансированной и имеет низкий уровень продуктивности. Этот тезис очень наглядно проиллюстрирован инфографикой структуры товарного производства в растениеводстве и животноводстве, а также показателем создания прибавочной стоимости в расчете на одного работника отрасли.

Авторы документа отмечают, что показатель создаваемой добавленной стоимости одним работником в Украине значительно ниже, чем в странах — лидерах в секторе АПК. В Украине этот показатель на 91% и на 67% ниже, чем во Франции и в Турции, соответственно. Главная проблема заключается в кардинальном дисбалансе секторального производства между растениеводством и животноводством, а также перекосе в пользу выращивания низкомаржинальных культур.

"В производстве Украины растениеводство занимает 83%, а животноводство 17%. Структура же других стран является более сбалансированной, где распределение составляет ориентировочно 50/50%. Например, в ЕС, где растениеводство — 57%, животноводство — 43%, и в Польше, где растениеводство — 48%, животноводство — 52%", — приводят цифры производственного распределения правительственные аналитики.

В разрезе структуры сектора растениеводства в документе Кабмина указано, что в отечественной структуре производства, по сравнению с другими странами отмечается «преобладание низкомаржинальных культур (зерновые — 46% и промышленные — 32%) в Украине и преобладание высокомаржинальных культур в Польше (овощи и фрукты — 49%, вино — 11%) или Германии (овощи и фрукты — 38%, вино — 4%). Важно отметить, что именно высокомаржинальные культуры являются более прибыльными, хотя и имеют более длительный период окупаемости».

Весьма точно описаны в документе и проблемы отечественного животноводства, где птицеводство преобладает над выращиванием крупного рогатого скота и производством молочной продукции.

"Важным отличием в направлении животноводства является качество молока и молочной продукции в Украине и предпочтение производству птицы (27% — в Украине, по сравнению с 8-23% — в странах ЕС). Причиной подобной ситуации на рынке молока является высокая капиталоемкость производства и длительное время окупаемости. Это приводит к низкому уровню автоматизации, преобладанию человеческого труда и малого количества подходящих помещений для дальнейшей переработки. В результате производство низкокачественной и низкоценовой продукции преобладает. По сравнению с выращиванием свиней и КРС, процесс выращивания птицы является несколько упрощенным, занимает меньшее количество времени, обладает сильным экспортным потенциалом и имеет иную степень риска заражения болезнями, объясняет преобладание данного направления в Украине", — пишут авторы «Векторов развития».

В разрезе направлений животноводства, которое занимает всего 17% в структуре агросектора, в документе Кабмина акцентируется внимание на таких аспектах:

  • причинами уменьшения поголовья КРС является убыточность. В 2019 году уровень рентабельности производства мяса КРС составил —27,1%, а 65% животных выращиваются частными домохозяйствами;
  • поголовье птицы на промышленных предприятиях увеличилось на 6,7%, а в домохозяйствах снизилось на 0,3%. Основными драйверами развития направления являются рост внутреннего рынка и расширение экспорта из-за низкой цены конечного продукта;
  • в 2019 году производство молока составило 9,7 млн т, что является историческим минимумом для Украины. Это приводит к росту цен на молочное сырье на внутреннем рынке. На рынке наблюдается фальсификация молочных продуктов и рост доли серого импорта продукции;
  • динамика развития отечественного свиноводства в течение последних пяти лет является отрицательной. Поголовье свиней в стране стабильно сокращается. Основе причины: влияние АЧС на внутренний рынок, конкуренция с продукцией птицеводства, отсутствие государственной поддержки.

Примечательно, что правительственные аналитики весьма точно описывают структурные проблемы аграрной отрасли, о которых Vesti.ua уже неоднократно писали, и разбирали сценарии разрешения этих проблем.

Не менее важным является также описание в документе проблем, касающихся сопутствующих материально-технических, инновационных и кадровых проблем отечественного АПК.

Кадры и технологии, которые решают все

Правительственные аналитики обозначают четыре основные проблемы развития украинского агросектора, которые связаны со смежными отраслями и секторами экономики.

Во-первых, это вопрос материально-технической базы отечественного АПК. В этом аспекте акцент, в первую очередь, делается на вопросе обеспечения отечественных производителей сельскохозяйственной техникой, удобрениями, семенным фондом, кормами, племенным стадом и т. д.

В вопросе обеспечения агропроизводителей машиностроительной продукцией отечественного производства аналитики правительства усматривают потенциал для синергетического развития направлений промышленности и АПК.

"В торговом балансе с/х машиностроения преобладает импорт более технологичного оборудования, а экспортными товарными группами являются оборудования с низкой добавленной стоимостью. Причиной потребления дорогостоящей импортируемой продукции являются низкие производственные мощности отечественных производителей, низкий уровень квалификации и модернизации процесса создания с/х техники в Украине. Учитывая низкую способность фермеров привлекать дополнительные финансовые ресурсы для приобретения импортируемой техники и оборудования, существует потенциал для развития отечественного производства".

Не менее остро стоит вопрос обеспечения потребностей агросектора в удобрениях, что напрямую влияет на производительную урожайность и уровень плодородия почвы.

"В Украине преимущественно импортируются азотные и комплексные удобрения (41% и 52% соответственно). Существующие барьеры в регистрации средств защиты растений влияют, как и на превалирование импортируемой продукции на рынке, так и на значительную тенизацию отечественного рынка. Именно это приводит к значительно меньшему потреблению удобрений, по сравнению с другими странами-агропроизводителями и, как следствие, меньшему уровню урожайности при условии высокого качества почвы (чернозема)".

Схожие проблемы наблюдаются и в вопросе обеспечения животноводческого сегмента кормами, а растениеводства — семенным фондом: «Большинство хозяйств не используют корма в выращивании КРС преимущественно из-за низкого уровня квалификации и ограниченных возможностей закупки качественных кормов… Значительный разрыв существует на рынке семян, где спрос значительно превышает объемы сертифицированных семян и приводит к импорту необходимых сортов».

Во-вторых, отечественный агросектор испытывает серьезные проблемы в связи с низким уровнем внедрения современных технологий и инновационных подходов в производственные процессы. Например, это касается внедрения систем орошения почвы, метеомониторинга.

Авторы «Векторов развития» указывают, что для украинского АПК «характерно использование технологий преимущественно крупными агрохолдингами за счет располагаемых средств и стимулов для повышения эффективности за счет спроса на экспортную продукцию. В свою очередь из-за ограниченной возможности привлечения средств, недостатка осведомленности о преимуществах использования технологий и отсутствии необходимости, малые и средние производители применяют меньший спектр технологий в процессе производства».

В-третьих, аналитики Кабмина констатируют наличие проблем с инфраструктурой, обеспечивающей логистику в АПК, как по части транспорта, так и мощностей для хранения продукции.

"В то же время текущее состояние транспортной инфраструктуры является препятствием к эффективной деятельности сектора: значительная степень устарелости железнодорожного состава и несоответствие требованиям перевозки. Значительные портовые тарифы являются причиной увеличения части логистических затрат в общих затратах компаний", — указано в документе.

В региональном разрезе правительственные аналитики иллюстрируют дефицит элеваторных мощностей для хранения сельхозпродукции.

"Украина занимает высокие позиции в производстве зерновых и технических культур, в то же время значительная доля зерновых культур направляется на экспорт: 79% кукурузы, 66% — пшеницы, 59% — ячменя. Для пшеницы, например, непродовольственная доля составляет 35%, то есть значительный объем продовольственной продукции экспортируется в виде сырья первой стадии. Валовой сбор урожая зерновых и масличных культур ежегодно повышается, однако совокупные мощности сертифицированных зернохранилищ в 42 млн т не позволяют справляться с растущими объемами зерна".

В-четвертых, в украинском АПК наблюдается серьезный кадровый голод. Отрасль отчаянно нуждается в квалифицированных кадрах, дефицит которых вызван отсутствием продуманной государственной политики в вопросе подготовки специалистов, непрестижностью аграрных специальностей среди студентов, низким уровнем оплаты труда в отрасли, трудовой миграцией специалистов и т. д.

"Аграрные направления не выглядят привлекательными для молодежи. Основные причины, влияющие на рынок кадров агросектора, — эмиграция специалистов за границу (например, механизаторы, квалифицированные специалисты и рабочие элеваторов). За последние 15 лет около 6,3 млн украинцев выехали из страны, не вернувшись назад", — описывается проблема в правительственном документе.

Дефицит конструктива, или политика в стиле «расширить, углубить, ускорить…»

Если в части описания проблем (или установления диагноза), существующей структуры агросектора, аналитики правительства сработали очень профессионально, то этого никак нельзя сказать в отношении перечня предлагаемых инструментов реформирования отрасли.

Абсолютное большинство шагов в разделе «Видение развития» АПК имеют очень обещающий характер и лишены какой-то конкретики. Рекомендации в стиле «нужно разработать программу…», «нужно развивать…», «нужно создать…», больше напоминают перечень благих пожеланий, нежели целостную концепцию практических инструментов реформирования отрасли.

Размытая структура предлагаемых преобразований, по большому счету, основана на трех основных инструментах:

1) открытие максимально либеральной модели рынка земли и привлечение иностранных инвестиций;

2) поддержка развития кооперативов и фермерских хозяйств в разрезе формирования кластерного уклада сельскохозяйственного производства;

3) диджитализация государственных сервисов регулирования рынка земли и госпрограмм стимулирования отдельных направлений агросектора.

В таком важном вопросе, как балансировка производства сельскохозяйственных товаров, документ Кабмина ограничивается очень общими «рамочными» мероприятиями.

Например, в части стимулирования производства высокомаржинальной продукции предлагается: "Обеспечить частичное возмещение инвестиционных затрат, связанных с переходом на выращивание высокомаржинальных культур. Обеспечить налоговое стимулирование производителей высокомаржинальных культур. Имплементировать цифровые системы прослеживаемости продукции. Направить налоговые поступления от продажи высокомаржинальных культур на развитие этого направления. Утвердить объем государственной поддержки садоводства и виноградарства".

Относительно стимулирования развития в животноводстве выращивания крупного рогатого скота и свиней предлагается: «Усилить контроль над противоэпизоотической ситуацией, в частности, АЧС и системы отслеживания вдоль цепи производства свинины. Остановить сокращение поголовья КРС и свиней и восстановить их рост. Изменить структуру производства (увеличение доли с/х предприятий) за счет увеличения скота в организованном секторе. Улучшить качественный состав поголовья путем удешевления (до 50% — 80% стоимости) приобретения племенных (генетических) ресурсов. Стимулировать увеличение продуктивности коров. Привлечь инвестиции путем возмещения до 30%-50% стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов».

Лечение проблем страшнее диагноза

В целом, многие «ноу-хау», из предлагаемых инструментов реформирования АПК в «Векторах развития 2030», перечисляют мероприятия и программы, которые уже были опробованы и формально существуют сейчас. Памятны скандалы с той же программой по возмещению средств на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. Львиная доля средств по этой программе в 2018 году была освоена крупными агрохолдингами, в частности, «Мироновским хлебопродуктом» агроолигарха Юрия Косюка.

Проблема рецептов преобразования АПК в правительственном документе состоит в том, что в них нет инструментов решения одной из ключевых проблем — реформирования сложившейся крупнотоварной производственной модели основе больших агрохолдингов. Сущность этой модели олицетворяет собой главные производственные диспропорции. Именно эта модель крупного аграрного латифундизма возвела в абсолют низкомаржинальное растениеводство, продолжает убивать животноводство, сектор переработки и производства готовых продуктов питания.

Эта модель является главным драйвером экспортной модели, которая заточена на поставки примитивного аграрного сырья, практически не заинтересована в насыщении готовой продукцией внутреннего рынка потребления и противоречит принципам политики импортозамещения национального рынка продукции агросектора.

Что и говорить о центральном месседже всего нарратива трансформирования отечественного АПК. Правительство явно проталкивает бесспорность тезиса о необходимости внедрять максимально либеральную модель рынка земель сельскохозяйственного назначения. При этом нет и тени сомнения, что стремительная либерализация земельных отношений может законсервировать существующую, примитивную модель производства «посеял-собрал-вывез за границу».

Стратегия трансформации агросектора по лекалам правительственных «Векторов развития 2030» настолько же успешная и конструктивная, насколько правдоподобна избитая сказка о «добрых и богатых иностранных инвесторах». Все сразу наладится, из-за границы хлынут «дядьки с чемоданами денег», которые мечтают о высокотехнологичном и многоукладном поднятии «украинской целины». 

Оригинал публикации: Благими надеждами: почему Украине не быть аграрной сверхдержавой



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

317
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...