Выпуск №110: Новый мир: как коронавирус изменит рынок онлайн-продаж
Самый простой и правильный способ перестать бояться — знать правду, владеть информацией. Когда люди видят статистику и понимают, что происходит, им легче принимать правильные решения и идти вперед.
Мы в CloudPayments хорошо знаем рынок, видим тренды. И готовы делиться с рынком этой информации. Прежде всего, чтобы рынку помочь, обозначить точки роста и уберечь от ошибок.
Что уже случилось?
Новая ситуация уже начала менять рынки. Оффлайн-продажи пострадали очень серьезно, что и неудивительно. Люди на удаленке, в карантине, на самоизоляции.
Меняется и рынок онлайн-продаж. Мы в CloudPayments проанализировали, что происходит у наших партнеров (более 6500 компаний) и уже сейчас можем говорить о наметившихся трендах.
Наши аналитики сравнили два двухнедельных периода: до всеобщей удаленки — с 24 февраля по 8 марта и после — с 9 по 22 марта.
Мы видим, что оборот существенно снизился в следующих отраслях:
- туризм (- 73%)
- цветочные магазины (-73%)
- театральные агентства (-70%)
- магазины подарков и сувениров (-56%)
- услуги отдыха и развлечений (-45%)
- магазины компьютерного программного обеспечения (-41%)
И если с цветами все просто — это сезонность, эффект 8 марта, то проседания в других отраслях обусловлены изменением поведения людей. Скорее всего, долгосрочным.
Для того, чтобы увидеть полную картину, посмотрим, в каких отраслях происходит рост:
- специализированные магазины и супермаркеты (+ 41%)
- медицинские услуги (+70%)
- автозапчасти, аксессуары и услуги для автобизнеса (+60%)
- магазины электронной техники составил (+37%)
По этим данным четко видна тенденция: люди отказываются от развлечений и роскоши в пользу товаров первой необходимости. Здесь работают сразу два фактора: самоизоляция и неуверенность в будущем. То есть нужно как можно реже выходить из дома и как можно бережнее расходовать семейный бюджет, покупая только самое необходимое. При этом по стране уже прокатилась волна увольнений и люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне.
Повышенный спрос на автоуслуги и электронику также вполне объясним. Меняется сезон, автомобили должны быть на ходу, так как в общественном транспорте передвигаться небезопасно с точки зрения возможности подхватить вирус. Электроникой пришлось запасаться тем, кто до этого не работал или не учился из дома. Ноутбуки, планшеты и другая техника необходимы людям для создания полноценного рабочего места у себя дома.
Добить рынок возвратами
Многие отрасли столкнулись не только с падением спроса, но и с необходимостью возвращать деньги покупателям за ранее проданные товары и услуги. И в некоторых сегментах экономики ситуация с возвратами просто катастрофическая.
Посмотрим, в каких отраслях увеличилось количество возвратных транзакций:
- железнодорожные перевозки — рост в 4 раза
- театральные агентства — рост в 3 раза
- цветочные магазины — рост в 2 раза
- туризм — рост в 1,5 раза
- магазины косметики — рост в 1,5 раза
- магазины обуви — рост на 54%
- магазины мужской и женской одежды — рост на 7%
Сильнее всего пострадали ж/д-транспорт, театральные агентства, цветочные магазины, туризм и магазины косметики. Эти отрасли получают “двойной удар” от коронавируса: значительное снижение или даже приостановка продаж и необходимость возвращать деньги, часть из которых уже вложена. Компании, стараясь выжить, предлагают клиентам не выводить деньги, а перевести их в депозит: билеты с открытой датой, отложенные средства на будущие покупки, заселение в отель, когда будет возможно по эпидемической ситуации и удобно клиенту.
Кстати, сейчас самое время проявить лояльность к любимому магазину, артисту или перевозчику и пойти на его условия, отменив возврат. Такие меры позволят им пережить сложные времена. А некоторым просто выжить.
Что будет?
Уже сейчас можно сказать, что однозначно будут расти продажи в категориях: фастфуд и доставка готовых блюд, доставка провизии и товаров первой необходимости, супермаркеты, электронная техника. Будет рост и по спорттоварам: фитнес-центры закрыты, приходится заниматься дома, а для этого необходимо оборудование.
Растет и будет расти онлайн-образование. Люди оценят простоту и удобство занятий по Интернету и вряд ли откажутся от этого после отмены карантина.
Еще один интересный тренд: растет благотворительность. Люди, оказавшиеся в тяжелом положении, не забывают о других. По обозначенным выше двухнедельным периодам мы видим прирост оборота по благотворительным онлайн-платежам на 8%. Прирост оборота относительно марта прошлого года составил 16%. Это стало возможным также за счет удобных платежных инструментов: реккурентные (повторяющиеся) платежи, удобные формы онлайн-оплаты, оплата по QR-коду.
Серьезно пострадавшая event-индустрия также постепенно переходит в онлайн. Многие театры и отдельные исполнители провели онлайн-концерты, собрав большую аудиторию. И тут на помощь приходят сервисы онлайн-чаевых, позволяющие собирать деньги просто и быстро. Тем самым позволяя артисту пережить сложные времена.
Рынок уже начал меняться и мы стоим в самом начале этого процесса. Выживут те, кто сможет быстро перестроиться в пользу онлайн- и цифровых сервисов. Мир станет другим: лучше, технологичнее. За онлайн-сервисами будущее! И за онлайн-платежами, естественно.