Выпуск №86: Какие шаги следует предпринять, чтобы защитить свою идею перед встречей с инвесторами?
Для начала расскажу одну историю. «Так, давайте здесь остановимся, — сказал инвестор моему сооснователю Джону. — Я не буду подписывать соглашение о неразглашении». Да, мой партнер попросил инвестора подписать такое соглашение — и это был первый признак его паранойи, из-за которой он со временем вышел из дела. И инвестор был совершенно прав, когда отказался подписывать документ.
Дело в том, что инвесторы слышат столько похожих друг на друга идей, что подписать соглашение о неразглашении, было бы для них самоубийством. Представьте, что инвестор все-таки подписал такой документ, прежде чем ознакомиться с презентацией нового стартапа, а потом инвестировал в другой, похожий проект. Его бы завалили судебными обвинениями.
Инвесторы — это деловые люди, не надо думать, что они хотят украсть вашу идею. Венчурная фирма, которая постоянно делится чужими идеями с другими предпринимателями, недолго бы осталась на плаву. Со временем порядочные предприниматели потеряли бы к ней доверие.
Кроме того, вы имеете дело с инвесторами, а не руководителями. Они не умеют брать идеи и превращать их в бизнес. Их задача — искать успешные стартапы, инвестировать в них и всячески их поддерживать.
Однако всегда найдутся инвесторы, которые могут воспользоваться вашим доверием.
Я бы солгал, если бы сказал, что мне не показывали презентации конкурентов. От этой информации не было толку, но со стороны инвестора это было неправильно.
Поэтому, как предприниматель, вы должны понимать, что информация, которую вы сообщаете инвестору, могут услышать третьи лица. Так бывает и ничего не поделать.
После того как вы узнаете, что кто-то показал вашу презентацию другим людям и сильно разозлитесь (вы ведь добавили на все слайды пометку «Конфиденциальная информация, не копировать»), задайте себе вопрос.
А что в вашей презентации действительно конфиденциально?
Если инвестор может украсть вашу идею, а кто-то потом запустить успешный бизнес, просто посмотрев вашу презентацию, то значит у вас серьезные проблемы. Это означает, что у вашего бизнеса низкий порог вхождения или же его нет совсем.
Просто представьте, что все, что есть в вашей презентации, может быть передано другим лицам. А затем внесите необходимые правки.
Вы можете быть параноиком, как Джон, и так бояться, что кто-то украдет вашу идею, что в итоге вы лишитесь потенциальных инвесторов. А можете смириться и воспринимать все это, как цену ведения бизнеса.
Помните, что ваша цель — привлечь инвестиции
Если вы чувствуете, что потенциальный инвестор не отличается особой порядочностью, лучше откажитесь от работы с ним. В мире полно надежных инвесторов, так что сосредоточьтесь на них. И в первую очередь думайте о привлечении средств.
Что будет, если кто-то из конкурентов увидит вашу презентацию? Ничего, они просто узнают, что у вас есть отличная идея, прекрасная команда и замечательная стратегия выхода на рынок. Им все равно придется подумать, как реализовать вашу задумку. В конце концов, важна не сама идея, а ее исполнение.
Так что же нужно сделать, прежде чем делиться своей идеей с инвестором?
Оформите патенты на все, что можно запатентовать. Вряд ли вы будете рассказывать о таких вещах подробно, но это будет мудрым поступком. Патенты нужно оформить в первую очередь для того, чтобы сделать это раньше конкурентов, а не из-за того, что инвестор может украсть вашу идею.
И вообще — вам стоит больше беспокоиться о том, что идею могут украсть ваши сооснователи, а не инвесторы. Могу сказать по личному опыту, что это происходит чаще.