«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 8 (868) Февраль (IV) 2017

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 8 (868) Февраль (IV) 2017

В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Код УКТ ВЭД: если страна — не одна
Налог на прибыль: ГФСУ об обновлении
Сверхнормативные ГСМ: куда?
Расчеты по экспорту услуг: банки не контролируют
Неуплаченная госдоля — долг не налоговый
Валютные долги даже не банкам: курс — на момент погашения!
ВЭД-расчеты и курс: банковский контроль
«Инвалидные» льготы: нормативы
Командировки: нюансы НДФЛ и не только
Путевой лист: указывать ли адреса?
Темархив: Валюта: микроэнциклопедия (окончание)

Сверхгорючее тоже горючее

Сверхнормативные расходы ГСМ: корректировать ли финрезультат
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15
(извлечение)
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно вопросов применения налогового законодательства при списании горючего и смазочных материалов и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), в пределах компетенции сообщает.
Согласно п/п. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями данного Кодекса.
В соответствии с п. 44.1 ст. 44 Кодекса для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 Кодекса.
Таким образом, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов учитываются при определении финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета в случае их подтверждения надлежащим образом оформленными первичными документами.
При этом Кодексом не предусмотрена корректировка финансового результата до налогообложения на сумму превышения расходов топлива над линейной нормой, установленной приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 № 43.
<...>

От редакции
В комментируемом письме налоговики разъяснили, что документально подтвержденные расходы на горючее сверх установленной нормы в общем порядке уменьшат объект обложения налогом на прибыль. В нем они отметили, что расходы на приобретение ГСМ учитывают при определении финрезультата до налогообложения согласно правилам бухучета при их подтверждении надлежащим образом оформленной первичкой. При этом НКУ не предусматривает корректировок финрезультата до налогообложения на сумму превышения расходов горючего над линейной нормой, установленной приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43*.
* Кстати, во мнениях об обязательности применения Норм № 43 всеми хозсубъектами госорганы разошлись, образовав два лагеря. Одни считали, что этот документ обязателен лишь для предприятий, входящих в сферу управления Минтранса Украины. Другие утверждали, что Нормами № 43 должно руководствоваться каждое предприятие, эксплуатирующее авто. Минюст, дабы унять страсти, в письме от 28.02.2014 г. № 1112-0-4-14/10.1 (см. «Бухгалтер» № 15'2014, с. 12) высказался: Нормы № 43 относятся к нормативно-техническим актам, поэтому они не требуют госрегистрации и действительны без нее. Затем уже Мининфраструктуры повторило то же самое (см. его письмо от 13.03.2014 г. № 2534/25/10-14 там же, на с. 12). Но судебная практика свидетельствует о том, что не все так однозначно.
Напомним, что подобный вывод о некорректировке впервые был обнародован в «клубном» письме ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 (ответ на этот вопрос — см. в «Бухгалтере» № 25'2015 на с. 10).
Раньше налоговики считали сверхнормативные расходы нехозяйственными и удаляли из учета по налогу на прибыль. Сейчас же это проблема канула в Лету, даже несмотря на то, что формально их можно считать не связанными с хоздеятельностью.

— Спасибо, банки!

С 03.01.2017 г. банки не контролируют валютные расчеты по экспорту услуг
Письмо Департамента открытых рынков Национального банка Украины от 07.02.2017 г. № 40-0005/9793
Об осуществлении контроля за экспортными операциями Ассоциации «Независимая ассоциация банков Украины», Ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз», Ассоциации украинских банков, банкам Украины

В связи с введением в действие 03 января 2017 года Закона Украины от 03 ноября 2016 года № 1724-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения административных барьеров для экспорта услуг» (далее — Закон № 1724-VІІІ), вступлением в силу постановления Правления Национального банка Украины от 30 декабря 2016 года № 419 «Об утверждении Изменений к Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями» (далее — постановление № 419), а также с учетом запросов банков относительно контроля за сроками расчетов за экспорт работ и услуг Национальный банк Украины сообщает следующее.
Во исполнение требований статьи 1 Закона Украины «О порядке расчетов в иностранной валюте» (далее — Закон) термины «работы» и «услуги» должны применяться согласно законодательству Украины, в частности Гражданскому кодексу Украины, Хозяйственному кодексу Украины.
В соответствии со статьей 377 Хозяйственного кодекса Украины внешнеэкономическая деятельность осуществляется на принципах свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять их в любых формах, не запрещенных законом, и равенства перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Аналогичные нормы относительно принципов внешнеэкономической деятельности содержит статья 2 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Виды внешнеэкономической деятельности определены статьей 4 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Статьями 1, 2 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) предусмотрено, что гражданским законодательством регулируются, в частности, имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников.
Договор, предусматривающий выполнение работ, определен ГКУ как договор подряда и регулируется главой 61 ГКУ.
Договор на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских и технологических работ урегулирован статьей 62 ГКУ.
Общие положения относительно услуг урегулированы главой 63 ГКУ. Положения главы 63 относительно услуг ГКУ могут применяться ко всем договорам о предоставлении услуг, если это не противоречит сути обязательства.
Учитывая указанное, уполномоченные банки при осуществлении валютного контроля за операциями по экспорту работ, услуг должны руководствоваться нормами действующего законодательства Украины, учитывать предмет экономических отношений между резидентом и нерезидентом и суть обязательств, возникающих из условий заключенного внешнеэкономического договора.
Также обращаем внимание на то, что действующие нормы статьи 1 Закона и Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями № 136(1) (далее — Инструкция № 136) не предусматривают осуществление банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по операциям по экспорту услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав.
(1) Утверждена постановлением Правления Национального банка Украины от 24.03.99 № 136 (с изменениями).— Офиц. прим.
В соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность. Это означает, что к событию, факту применяется тот закон (нормативно-правовой акт), во время действия которого они наступили или имели место.
Вместе с тем Конституция Украины, закрепив частью первой статьи 58 норму относительно недопустимости обратного действия во времени законов и других нормативно-правовых актов, одновременно предусматривает их обратное действие во времени в случаях, когда они смягчают или отменяют юридическую ответственность лица, что является общепризнанным принципом права.
Учитывая вышеизложенное, Национальный банк Украины считает, что начиная с даты вступления в силу Закона № 1724-VІІІ и постановления № 419 (то есть с 03.01.2017) на случаи неосуществления банками контроля за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по операциям по экспорту услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (включая случаи незавершения расчетов по указанным экспортным операциям) будут распространяться нормы того нормативно-правового акта, который отменяет или смягчает ответственность резидентов.
Ввиду указанного банки начиная с 03.01.2017 не осуществляют контроль за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по вышеуказанным операциям, а ранее взятые банком такие операции на контроль подлежат снятию с контроля. Основанием для такого снятия с контроля являются соответствующие изменения в законодательстве.
Заместитель Председателя НБУ О. Чурий

От редакции
Нацбанк сообщил, что начиная с 03.01.2017 г. банки не осуществляют контроль за соблюдением резидентами установленных законодательством сроков расчетов по операциям экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (включая случаи незавершения расчетов по указанным экспортным операциям).
В свою очередь, ранее взятые банком такие операции на контроль подлежат снятию с контроля. Это связано с отменой предельных сроков на зачисление валюты за предоставленные услуги (кроме транспортных и страховых).
В этой связи со своей стороны напомним, что долгое время основным препятствием для деятельности фрилансеров (программистов, дизайнеров, художников, аналитиков и т. п.) и прочих ФОПов — экспортеров услуг выступало отечественное законодательство. Именно оно выдвигало жесткие требования к документальному оформлению таких экспортных операций.
В п. 7 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 47'2016 на с. 25 сообщалось о Законе от 03.11.2016 г. № 1724-VIII (далее — Закон № 1724), которым были внесены изменения в Закон о бухучете. Указанные изменения, подчеркивалось в информации, вступили в силу 03.12.2016 г., однако вводятся в действие с 03.01.2017 г.
Так вот, помимо того что Закон № 1724 существенно облегчает документальное оформление экспортером услуг*, он еще и упрощает валютный контроль по операциям экспорта услуг (кроме транспортных и страховых) — убрали предельные сроки на зачисление валюты за предоставленные услуги (кроме указанных выше исключений).
* Экспортеры услуг могут забыть об обязательности оформления с заказчиком стандартного договора о предоставлении услуг на бумаге, а после предоставления по нему услуг — акта сдачи-приемки предоставленных услуг. Для заключения ВЭД-договора достаточно принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или обмена электронными уведомлениями, а для оформления приема результатов услуг — выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде.
Таким образом, экспортеры услуг могут смело открывать текущие валютные счета и переходить с заказчиком на прямые банковские расчеты за свои услуги. Недостатком применения такой формы расчетов остается обязательная продажа банком львиной доли (65%) поступающей валюты за гривни.
В общем, жизнь экспортеров услуг с 03.01.2017 г. упростили, о чем (с небольшим опозданием и, как нам кажется, с грустью) и сообщил НБУ.


— Кто последний, тот и папа!

Как определить код УКТ ВЭД, если товар производился в нескольких странах
Письмо Главного управления ГФС в г. Киеве от 30.01.2017 г. № 1925/10/26-15-12-01-18
Главное управление ГФС в г. Киеве рассмотрело письмо ГП относительно порядка заполнения налоговых накладных и в пределах своих полномочий сообщает.
В соответствии с п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VІ, с изменениями и дополнениями (далее — Налоговый кодекс), на дату возникновения налоговых обязательств плательщик налога обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, электронной подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных в установленный Налоговым кодексом срок.
В налоговой накладной указываются по отдельным строкам следующие обязательные реквизиты, в частности:
— описание (номенклатура) товаров/услуг и их количество, объем.
В графе 2 указываются полное наименование товара/услуги, а также наименования отдельных поставленных частей товара. Количество наименований поставленных товаров/услуг в одной налоговой накладной не может превышать 9999 позиций.
Таким образом, [реквизит] «Номенклатура товаров/услуг продавца», который отнесен к составу обязательных (подпункт «е» пункта 201.1 статьи 201 Налогового кодекса), должен соответствовать формулировке в первичных документах, которыми сопровождается поставка таких товаров/услуг, и не должен содержать других данных;
— код товара согласно УКТ ВЭД, для услуг — код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг; плательщики налогов, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг не полностью, но не менее четырех первых цифр соответствующего кода.
При этом статьей 36 гл. 6 Таможенного кодекса Украины от 13 марта 2012 года № 4495-VІ (далее — Таможенный кодекс) определено, что страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным кодексом.
Согласно ст. 40 гл. 6 Таможенного кодекса, в случае если в производстве товара принимают участие две или более страны, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке, достаточные для того, чтобы товар получил основные характерные черты полностью изготовленного товара, которые соответствуют критериям достаточной переработки согласно положениям ст. 40 Таможенного кодекса.
Критериями достаточной переработки являются:
— выполнение производственных или технологических операций, по результатам которых изменяется классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков;
— изменение стоимости товара в результате его переработки, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в стоимости конечного товара (правило адвалорной доли);
— выполнение производственных и/или технологических операций, которые в результате переработки товара не ведут к изменению его классификационного кода согласно УКТ ВЭД или стоимости согласно правилу адвалорной доли, но с соблюдением определенных условий считаются достаточными для признания товара [имеющим] происхождение из той страны, где такие операции имели место.
Такие критерии достаточной переработки для конкретных товаров устанавливаются и применяются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Если в отношении конкретного товара такие критерии достаточной переработки, как правило адвалорной доли и выполнения производственных и технологических операций, не установлены, то применяется правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если в результате его переработки изменен классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Если из импортированных товаров были произведены другие виды продукции, но такие товары не были подвергнуты достаточной обработке/переработке на таможенной территории Украины и классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков остался неизменным, то произведенные, обработанные/переработанные товары считаются товарами импортного происхождения, поэтому при их поставке код УКТ ВЭД в налоговой накладной не изменяется, комплектующие собранного товара указываются поэлементно.
Следует отметить, что статьей 36 Кодекса установлено, что плательщики налога обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять соответствие проведения ими операций.
Оценка правомерности отражения в налоговом учете хозяйственных операций может быть осуществлена только в рамках налоговой проверки в соответствии с требованиями Кодекса.
Согласно статье 52 Кодекса налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно плательщиком налогов, которому предоставлена такая консультация.
Обращаем внимание на то, что письма ГУ ГФС в г. Киеве не являются нормативно-правовыми актами, а имеют только информационный характер и не устанавливают правовых норм и действуют до вступления в силу нормативно-правовых актов, изменяющих соответствующие правоотношения.
Заместитель начальника ГУ ГФС в г. Киеве Э. Прудникова

От редакции
Столичные налоговики в комментируемом письме разъяснили, как определить код УКТ ВЭД, если товар производился в нескольких странах.
Они отметили, что если в производстве товара участвуют две или более страны, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке, достаточные для того, чтобы товар получил основные характерные признаки полностью изготовленного товара, соответствующие критериям достаточной переработки (ст. 40 гл. 6 ТКУ).
Если в отношении конкретного товара такие критерии достаточной переработки, как правило адвалорной доли и выполнения производственных и технологических операций, не установлены, то применяется правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если в результате его переработки изменен классификационный код товара согласно УКТ ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Однако далее при поставке таких товаров налоговики предлагают расписывать в налоговой накладной все импортные комплектующие собранного товара с их изначальными «входными» кодами согласно УКТ ВЭД.
Нас спрашивают: а как быть с «покомпонентным» заполнением налоговой накладной, если цена каждого компонента неизвестна, отдельно нигде не выделяется и учет по компонентам не ведется?
В самом начале письма от 30.01.2017 г. столичные налоговики напомнили: в «номенклатурной» графе 2 налоговой накладной такой обязательный реквизит, как «Номенклатура товаров/услуг продавца», должен соответствовать формулировке в первичных документах, которые сопровождают поставку товаров/услуг, и не должен содержать других данных.
Если взять на вооружение этот посыл, то, на наш взгляд, при заполнении налоговой накладной нужно исходить из того, что выступает предметом договора и что указано в первичных документах. В общем, формулировка номенклатуры товаров в налоговой накладной должна быть аналогична формулировкам в договоре и первичных документах.

Подробнее – в журнале «Бухгалтер» А. Кирша.



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

355
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...