«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 7 (867) Февраль (III) 2017

Журнал о бухучете и налогах для практиков № 7 (867) Февраль (III) 2017

В новом номере журнала «Бухгалтер»:
Минзарплата 3200: клинический случай
НДС-новации: об изменениях — подробнее
Трансфертное цено- образование: news
Банк — виноват: плохо — плательщику
Отрицательная прибыль: минус — не исчезает
Задержка регистрации в ЕРНН: если виновата налоговая
ФОП — больше не ФОП: а обязательства — остались
Закон о ЕСВ: кодификация
Темархив: Валюта: микроэнциклопедия (начало)

— Ваши проблемы...

Переход с упрощенки на общую систему — не основание изменять цену в договоре о госзакупках

Письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 17.01.2017 г. № 3302-06/1340-06
Относительно изменения системы налогообложения
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям, организациям, предприятиям и другим субъектам сферы публичных закупок
(извлечение)

Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития Украины) на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок относительно изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов сообщает.
Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.
Так, пунктом 6 части четвертой статьи 36 Закона предусмотрено, что существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до исполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случая изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок.
В связи с поступлением обращений относительно возможности изменения цены в случае изменения системы налогообложения плательщиком налога, являющимся стороной договора о закупке, Минэкономразвития Украины обратилось с письмом от 09.11.2016 г. № 3302-06/35905-03 (копия прилагается) в Государственную фискальную службу Украины, которая в соответствии с Положением о Государственной фискальной службе Украины, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2014 г. № 236, является центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.
Информируем, что Государственная фискальная служба Украины письмом от 28.12.2016 г. № 22622/5/99-99-12-02-01-16 <…> сообщила, что ставкой налога признается размер налоговых начислений на (от) единицу (единицы) измерения базы налогообложения (пункт 25.1 статьи 25 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ (далее — Кодекс)).
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности — это особый механизм взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, установленных пунктом 297.1 статьи 297 Кодекса на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных данной главой с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности (пункт 291.2 статьи 291 Кодекса).
Переход плательщика с упрощенной системы налогообложения на общую не приводит к изменению размеров ставок налогов, установленных Кодексом.
Таким образом, изменение системы налогообложения плательщиком (переход с упрощенной системы налогообложения на общую) не определено Законом в качестве основания для изменения условия договора о закупке в соответствии с пунктом 6 части четвертой статьи 36 Закона.
Одновременно отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.
<...>
Директор департамента регулирования государственных закупок Минэкономразвития Украины А. Стародубцев

От редакции
Переход плательщика с упрощенной системы налогообложения на общую — не является основанием для изменения цены в договоре о госзакупках. Именно к такому выводу пришло Минэкономразвития в приведенном письме, вооружившись разъяснением налоговиков из письма ГФСУ от 28.12.2016 г. № 22622/5/99-99-12-02-01-16.
По мнению специалистов Минэкономразвития, такой переход не приводит к изменению размеров ставок налогов. Напомним, именно последнее — одно из исключительных оснований для изменения цены в договоре о закупке (п. 6 ч. 4 ст. 36 Закона от 25.12.2015 г. № 922-VIII «О публичных закупках»).
К слову, изменение системы налогообложения нередко сопровождается регистрацией в качестве плательщика НДС. И тогда без изменения цены в договоре публичных закупок продавцу, скорее всего, придется раскошелиться на уплату налогового обязательства по НДС.


Цифры — крЕстьяНам!
Индексация-2017 нормативной денежной оценки: нюансы для расчета платы за землю и ЕН группы 4

Письмо Министерства финансов Украины от 19.01.2017 г. № 31-11150-09-10/1342
Относительно индексации в 2017 году нормативной денежной оценки земли для плательщиков единого налога 4 группы
Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра

В связи с изменениями налогового законодательства, которые вступили в силу с 01 января 2017 года в соответствии с Законом Украины от 20.12.2016 № 1791-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» (далее — Закон № 1791), Министерство финансов сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2921.2 статьи 2921 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) базой обложения единым налогом для плательщиков 4-й группы (сельскохозяйственных товаропроизводителей) является нормативная денежная оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года в соответствии с порядком, установленным Кодексом.
При этом статьей 289 Кодекса определяется общий порядок индексации нормативной денежной оценки земель в целях применения налогового законодательства, а именно предусмотрено, что коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель определяется исходя из значения индекса потребительских цен за предыдущий год.
По информации Государственной службы статистики Украины индекс потребительских цен за 2016 год составлял 112,4%.
Вместе с тем подразделами 6 и 8 раздела XX «Переходные положения» Кодекса установлены особенности взимания платы за землю и единого налога соответственно.
Так, с 01 января 2017 года при расчете платы за землю учитываются следующие особенности:
1) индекс потребительских цен за 2015 год, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей), применяется со значением 120 процентов (пункт 6 подраздела 6 раздела XX «Переходные положения» Кодекса);
2) индекс потребительских цен за 2016 год, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, применяется со значением (пункт 8 подраздела 6 раздела XX «Переходные положения» Кодекса (с учетом изменений, внесенных Законом № 1797)):
— для сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей) — 100%;
— для земель несельскохозяйственного назначения — 106%.
Вместе с тем пунктом 5 подраздела 8 раздела XX «Переходные положения» Кодекса предусмотрены особенности индексации нормативной денежной оценки земель с целью начисления единого налога, в частности, установлено, что индекс потребительских цен за 2015 год, используемый для определения величины коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) для целей обложения единым налогом 4-й группы, применяется со значением 100%.
Учитывая, что Кодексом не установлены другие особенности определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земли с целью обложения единым налогом для плательщиков 4-й группы, считаем, что с 01 января 2017 года при начислении единого налога плательщикам 4-й группы коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли целесообразно определять с учетом следующих значений индексов потребительских цен:
за 2015 год — 100%;
за 2016 год — 112,4%.
Заместитель Министра — руководитель аппарата Е. Капинус

От редакции
Специалисты Минфина напомнили, что базой обложения ЕН для плательщиков группы 4 (сельхозтоваропроизводителей) является нормативная денежная оценка (НДО) 1 га сельхозугодий с учетом коэффициента индексации, определенного по состоянию на 1 января отчетного года (п. 2921.2 НКУ).
О порядке индексации НДО земель речь идет в ст. 289 НКУ, в которой определено, что коэффициент индексации НДО определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год.
В письме также подчеркивается, что подразделами 6 и 8 раздела XX НКУ предусмотрены отдельные правила индексации НДО земли при расчете платы за землю и ЕН группы 4.
Так, для платы за землю учитываются следующие особенности:
— за 2015 год индексировать НДО сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и залежей) следует исходя из индекса инфляции 120% (п. 6 подраздела 6 раздела XX НКУ);
— за 2016 год следует индексировать НДО (п. 8 подраздела 6 раздела XX НКУ):
а) сельхозугодий — исходя из индекса инфляции 100%;
б) земель несельхозназначения — 106%.
Для ЕН группы 4 следует индексировать НДО сельхозугодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ) за 2015 год исходя из индекса потребительских цен 100% (п. 5 подраздела 8 раздела XX НКУ).
По мнению Минфина, поскольку об индексации НДО за 2016 год в НКУ ничего не сказано, то специфические правила индексации за 2016 год, прописанные в п. 8 подраздела 6 раздела XX НКУ, касаются только платы за землю. А значит, при начислении ЕН гр. 4 индексировать НДО нужно по общим правилам на коэффициент индексации за 2016 год — 112,4%.*
* В письме Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра от 12.01.2017 г. № 22-28-0.22-443/2-17 (извлечение из него — см. в «Бухгалтере» № 4'2017 на с. 25) сообщается, что индекс потребительских цен за 2016 год составил 112,4%.
К слову, не все специалисты согласны с мнением Минфина, изложенным в письме от 19.01.2017 г.: некоторые считают, что смелые плательщики ЕН группы 4 могут избрать другой вариант. Дело в том, что ст. 289 НКУ, которую Минфин рассматривает как общую норму права относительно индексации НДО, определяет порядок индексации НДО для земельного налога и арендной платы.*
* Пункт 289.1 НКУ гласит:
«Для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков».
Да и п. 6 и 8 подраздела 6 раздела XX НКУ предусмотрены специальные правила определения индексов инфляции для 2015-го и 2016 годов, которые нужно применять при расчете НДО сельхозугодий и земель несельхозназначения. То есть подраздел 6 раздела XX НКУ так же, как и ст. 289 НКУ, определяет порядок начисления платы за землю. А поскольку в НКУ есть спецнорма для плательщиков ЕН группы 4 (п. 5 подраздела 8 раздела XX НКУ), то ценители конфликта интересов могут использовать альтернативный подход и индексировать НДО для расчета ЕН группы 4 следующим образом:
— за 2015 год — с применением коэффициента 1 (ст. 289 НКУ и п. 5 подраздела 8 раздела XX НКУ);
— за 2016 год — для сельхозугодий с применением коэффициента 1, а для других земель — 1,06 (ст. 289 НКУ и п. 8 подраздела 6 раздела XX НКУ).*
* См. об этом также в вышеупомянутом письме Госслужбы по вопросам геодезии, картографии и кадастра от 12.01.2017 г.


— Ты виноват уж в том, нам что хочется мне кушать...

Если банк нарушает сроки уплаты налогов: плательщик не виноват, но уплатить налог обязан
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 24.01.2017 г. № 1575/7/99-99-12-03
О нарушении сроков зачисления налогов и сборов в бюджеты
Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве, Офису крупных плательщиков ГФС

С целью упорядочения ситуации относительно ответственности плательщиков налогов за нарушение сроков зачисления налогов и сборов в бюджеты в связи со сбоями в работе финансовых учреждений Государственная фискальная служба Украины сообщает следующее.
Статьей 55 Закона Украины от 07 декабря 2000 года № 2121-ІІІ «О банках и банковской деятельности» отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком.
В соответствии со ст. 1066–1068 Гражданского кодекса Украины по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают, исполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк имеет право использовать денежные средства на счете клиента, гарантируя его право беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать иные, не предусмотренные договором или законом, ограничения его права распоряжаться денежными средствами по собственному усмотрению. Банк обязан зачислить денежные средства, поступившие на счет клиента, в день поступления в банк соответствующего расчетного документа, если иной срок не установлен договором банковского счета или законом, и по распоряжению клиента выдать или перечислить с его счета денежные средства в день поступления в банк соответствующего расчетного документа, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета или законом.
Согласно п. 8.1 ст. 8 Закона Украины от 05 апреля 2001 года № 2346-ІІІ «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине» (далее — Закон № 2346) банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, поступившем в течение операционного времени банка, в день его поступления, в случае поступления расчетного документа клиента в обслуживающий банк после окончания операционного времени банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в данном расчетном документе, не позднее следующего рабочего дня. Банки и их клиенты имеют право предусматривать в договорах иные, нежели указанные, сроки выполнения поручений клиентов.
Статьей 32 Закона № 2346 установлена ответственность банков в виде пени перед плательщиком и получателем за нарушение банком сроков выполнения поручений клиентов.
В соответствии с п. 129.6 ст. 129 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) за нарушение срока зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды, установленные Законом Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине», по вине банка или органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, такой банк/орган уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных данным Кодексом, а также несет другую ответственность, установленную данным Кодексом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов, платежей в бюджет или государственный целевой фонд. При этом плательщик налогов освобождается от ответственности за несвоевременное или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.
Наряду с этим согласно п. 129.7 ст. 129 Кодекса определено, что не считается нарушением срока перечисления налогов, сборов, платежей по вине банка нарушение, совершенное вследствие регулирования Национальным банком Украины экономических нормативов такого банка, что приводит к недостаче свободного остатка средств на таком корреспондентском счете. Если в будущем банк или его правопреемники восстанавливают платежеспособность, отсчет срока зачисления налогов, сборов и других платежей начинается с момента такого восстановления (п. 129.7 ст. 129 Кодекса).
Следует отметить, что п. 1.24 ст. 1 Закона № 2346 определено, что перевод денежных средств (далее — перевод) — движение определенной суммы денежных средств с целью ее зачисления на счет получателя или выдачи ему в наличной форме. Инициатор и получатель могут быть одним и тем же лицом.
В соответствии с п. 30.1 ст. 30 Закона № 2346 перевод считается завершенным с момента зачисления суммы перевода на счет получателя или ее выдачи ему в наличной форме.
Учитывая вышеизложенное, банк несет ответственность за своевременное выполнение платежных поручений клиентов на перечисление налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды.
Дополнительно сообщаем, что наличие налоговой информации относительно несвоевременного выполнения платежных поручений банковским учреждением может служить основанием для проведения соответствующих мероприятий налогового контроля органами ГФС.
То есть в ситуации, когда при достаточном наличии денежных средств на банковском счете, открытом в финансовом учреждении, в котором введена временная администрация и движение по текущим счетам приостановлено на неопределенный срок, предприятие не может ими воспользоваться для уплаты налогов и сборов, плательщику налогов необходимо предоставить контролирующему органу документы, подтверждающие, что указанные обстоятельства относительно неперечисления налогов и сборов в бюджет возникли по вине банка. Такими документами, в частности, но не исключительно, могут быть письма-обращения к администрации банка с просьбой перечислить налоги, платежные поручения, оформленные в бумажном виде, и т. п.
Вместе с тем следует отметить, что налоговый долг плательщика налогов, возникший по вине банка, остается за таким плательщиком и подлежит перечислению им в бюджет.
То есть, несмотря на причину неуплаты налоговых обязательств, в частности в случае нарушения банком сроков выполнения или невыполнения поручений клиентов на перевод средств, плательщик налогов не освобождается от обязанности уплатить основную сумму налогового обязательства или налогового долга, а налоговый орган, соответственно, от взыскания такого налогового долга и/или от зачисления платежей, осуществленных через учреждения других банков, в предусмотренной пунктом 87.9 статьи 87 Кодекса очередности погашения налоговых обязательств и налогового долга.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 87.1 статьи 87 Кодекса источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга плательщика налогов являются любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита) и из других источников, с учетом особенностей, определенных данной статьей.
Налоговые консультации относительно ответственности плательщиков налогов за нарушение сроков зачисления налогов и сборов в бюджеты в связи со сбоями в работе финансовых учреждений применять в части, не противоречащей настоящему разъяснению.
Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве, Офису крупных плательщиков налогов ГФС довести указанное письмо до сведения плательщиков налогов и подчиненных подразделений и обеспечить его учет при проведении контрольно-проверочной работы и процедур административного обжалования.
И. о. Председателя ГФСУ С. Билан

От редакции
Позиция налоговиков по поводу того, что плательщик налогов не отвечает за несвоевременное или за перечисление не в полном объеме налогов и сборов по вине банка, отнюдь не нова. Напомним, что аналогичное мнение было высказано и в письме ГФСУ от 16.10.2015 г. № 9647/Б/99-99-10-03-02-14 (см. его в «Бухгалтере» № 42'2015 на с. 22). Однако мы предостерегали плательщиков от чрезмерной веры в доброту фискальных органов (см. редакционный комментарий к указанному письму — там же, на с. 22).
И действительно: в комментируемом письме ГФСУ отмечает, что несмотря на причину неуплаты налоговых обязательств, в частности в случае нарушения банком сроков исполнения поручений клиентов на перевод денежных средств, плательщик налогов не освобождается от обязанности уплатить основную сумму налогового обязательства или налогового долга, а налоговый орган, соответственно,— от взыскания такого налогового долга. Таким образом, налоговики дают понять, что они соглашаются на освобождение плательщика от ответственности в виде штрафов и пени за непоступление денег в бюджет, но вот основную сумму налогового обязательства придется уплатить.
Мы с такой позицией ГФСУ не согласны, ведь если банк задерживает или уже фактически не осуществляет платежи в бюджет, стоит воспользоваться нормами НКУ, которые позволяют переложить ответственность за такую задержку на банк (п. 129.6 НКУ).
Кстати, судебная практика пока этому способствует (см., например, перечень судебных решений в редакционном комментарии к консультации в «Бухгалтере» № 33'2015 на с. 19).
К этому можно добавить и постановление окружного административного суда г. Киева от 28.04.2015 г. № 826/3630/15 (www.reyestr.court.gov.ua/Review/43844301), оставленное в силе апелляционной и кассационной инстанциями.
Разрешая спор между истцом и ответчиком, суд установил, что основанием для вынесения обжалуемого налогового требования стала налоговая задолженность по единому налогу с физических лиц, учитываемая в карточке лицевого счета, которая возникла по результатам неуплаты согласованного налогового обязательства, определенного истцом в налоговой декларации. Обжалуемое решение об аннулировании регистрации плательщика ЕН принято контролирующим органом в связи с тем, что за истцом числится налоговый долг в течение двух последовательных кварталов.
Исследовав материалы дела, суд пришел к логичному выводу, что копий платежных поручений достаточно для того, чтобы считать подтвержденным факт самостоятельной уплаты в установленные сроки согласованного налогового обязательства. Факт уплаты налогового обязательства подтверждает не поступление средств в госбюджет, а именно наличие платежных поручений. То есть истец опроверг выводы ответчика о наличии налогового долга. Поэтому суд пришел к выводу о неправомерности формирования налогового требования, которое привело к описи имущества в налоговый залог и, как следствие, к аннулированию регистрации ЧПЕНа.
И такое мнение указанных судов нашло свое подтверждение в Высшем административном суде, который отказал в открытии кассационного производства, то есть отказался даже пересматривать в судебном заседании это дело.
В общем, как видим, бороться с несправедливостью можно и нужно.


Подробности в журнале «Бухгалтер» Александра Кирша.



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

337
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...