Журнал о бухучете и налогах для практиков №33 (797) Сентябрь (I) 2015
Читайте в 33 номере журнала «Бухгалтер»:
Расчет госдивидендов: ежеквартально
Использование компьютерной программы: роялти ли
НДС с лекарств: база обложения
Уплата налогов: если банк задерживает
Наличное обращение: ограничения
Обращение в суд: теперь — дороже
Валютные операции: новое в лицензировании
Темархив: Оплата труда (окончание)
на НДС
Работают на лекарства
Определяем базу обложения НДС для лекарственных средств Письмо Государственной фискальной службы Украины от 21.05.2015 г. № 10754/6/99-99-19-03-02-15
ГФС Украины рассмотрела обращение ООО относительно формирования цены на лекарственные средства и определения базы обложения НДС и в рамках компетенции сообщает.
Порядок формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в отношении которых введено государственное регулирование, утвержден Постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333, а порядок установления размеров снабженческо-сбытовых и предельных торговых (розничных) надбавок определен Постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».
Согласно п/п. 194.1.1 ст. 194 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) НДС составляет 20%, 0% и 7% базы налогообложения и прибавляется к цене товаров/услуг.
В соответствии с п/п. «в» п. 193.1 ст. 193 Кодекса операции по поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Госреестр лекарственных средств, а также медицинских изделий по перечню, утвержденному КМУ, облагаются налогом по ставке 7%.
Пунктом 188.1 ст. 188 Кодекса предусмотрено, что база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости (в случае осуществления контролируемых операций — не ниже обычных цен, установленных в соответствии со ст. 39 Кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается со стоимости услуг сотовой мобильной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров)).
В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы денежных средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налогов непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг. В состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), три процента годовых и инфляционные, полученные плательщиком налога вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств.
К общегосударственным налогам и сборам относится пошлина (п/п. 9.1.7 ст. 9 Кодекса).
Дополнительный импортный сбор является особым видом пошлины (п/п. 4 п. 2 ст. 271 Таможенного кодекса Украины), а следовательно, относится к общегосударственным сборам.
С учетом изложенного операции по поставке на таможенной территории Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, облагаются налогом по ставке НДС 7%. При этом база обложения НДС для таких операций определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости лекарственного средства (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), рассчитанной с учетом общегосударственных налогов и сборов (в том числе дополнительного импортного сбора) и установленных снабженческо-сбытовых и предельных торговых (розничных) надбавок.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Налоговики напомнили, что операции по поставке на таможенной территории Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Госреестр лекарственных средств, облагаются по ставке НДС 7%.
При этом база обложения НДС для таких операций определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости лекарственного средства (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), рассчитанной с учетом общегосударственных налогов и сборов (в том числе дополнительного импортного сбора) и установленных снабженческо-сбытовых и предельных торговых (розничных) надбавок.
О «госрегулируемых» нюансах при определении базы обложения НДС по поставке лекарственных средств — см. также письмо ГФСУ от 13.11.2014 г. № 6804/6/99-99-19-03-02-15 в «Бухгалтере» № 10–11’2015 на с. 12. О том, что попадающие под разрешение оборота после истечения срока регистрации лекарства будут облагаться НДС по ставке 20% вместо 7%,— см. письмо ГФСУ от 30.03.2015 г. № 6490/6/99-99-19-03-0275 в «Бухгалтере» № 17–18’2015 на с. 10.
НДС-счета: налоговая — о злоупотребления...плательщиков!!!
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 13.07.2015 г. № 1419/99-99-19-03-01
Департамент методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Украины с целью избежания злоупотреблений в системе электронного администрирования НДС сообщает.
В соответствии с пунктом 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) и предоставить покупателю по его требованию.
Налоговые накладные, которые не предоставляются покупателю, а также налоговые накладные, составленные по операциям по поставке товаров/услуг, которые освобождены от налогообложения, подлежат регистрации в ЕРНН.
Согласно пункту 201.7 статьи 201 Кодекса налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет в качестве предварительной оплаты (аванса).
В соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса и Порядком заполнения налоговой накладной, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 22.09.2014 г. № 957, в налоговой накладной указываются, в частности, количество товаров/услуг, их цена, сумма налога и общая сумма, подлежащая уплате за поставленные товары/услуги.
Таким образом, при осуществлении поставки товаров/услуг в налоговой накладной указывается общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом НДС, поэтому сумма налога не может иметь отрицательного значения.
Пунктом 9 Порядка ведения ЕРНН, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 г. № 1246, причиной отказа в приеме налоговой накладной и/или расчета корректировки до регистрации в ЕРНН является, в частности, наличие ошибок при заполнении налоговой накладной.
С учетом указанного не может быть зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная, в которой в графах 8–13 раздела ІІІ указаны показатели с отрицательным значением (со знаком «–»).
Заместитель директора Департамента — начальник управления С. Тимошенко
От редакции
Специалисты ГФСУ предупредили, что во избежание злоупотреблений в системе электронного администрирования НДС сумма налога, указанная в налоговой накладной, не может иметь отрицательного значения. То есть не может быть зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная, в которой в графах 8–13 раздела III указана сумма НДС со знаком «—».
Бухгалтера предполагают, что этим письмом налоговики показывают лазейку, которой пользовались нужные фирмы. И если показывают, значит, «свои» уже воспользовались и можно прикрывать.
А вообще, запрет на регистрацию НН с отрицательным значением в определенных графах должен быть предусмотрен в самой программе СЭА.
Получается, что в Украине продолжают работать аферисты с НДС-пирамидами, правда, налоговики это замечают не сразу, а в основном когда фирмы уже исчезают.
Нельзя делать, но можно регистрировать
Если в уставе запрещенный для ЕН вид деятельности: могут ли отказать в регистрации ЕН
Является ли основанием для отказа в регистрации в качестве плательщика единого налога третьей группы наличие в Едином государственном реестре (или в уставе юридического [лица]) таких видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения?
В соответствии с пунктом 299.6 статьи 299 Налогового кодекса Украины основаниями для принятия контролирующим органом решения об отказе в регистрации субъекта хозяйствования в качестве плательщика единого налога являются исключительно:
1) несоответствие такого субъекта требованиям, установленным ст. 291 Налогового кодекса Украины;
2) наличие у субъекта хозяйствования, который образуется в результате реорганизации (кроме преобразования) любого плательщика налога, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации;
3) несоблюдение таким субъектом требований, установленных подпунктом 298.1.4 пункта 298.1 статьи 298 Налогового кодекса Украины.
Виды деятельности, которые не дают права субъектам хозяйствования (юридическим лицам) быть плательщиками единого налога в случае их осуществления, приведены в п/п. 291.5.1 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса Украины.
Юридические лица — плательщики единого налога в соответствии с п/п. 5 п/п. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса Украины обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом Украины, в случае осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности.
Следовательно, наличие в Едином государственном реестре или в уставе юридического лица таких видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения, не является основанием для отказа в регистрации в качестве плательщика единого налога при условии, что такие виды деятельности не осуществляются.
ГУ ГФС в Днепропетровской области «Податковий, банківський, митний консультант» № 32–33/2015
От редакции
С ответом согласны. Действительно, мало ли что содержится в ЕГР или уставе юрлица (может быть, дозаправка космических кораблей на орбите)*, главное — осуществляется или не осуществляется этот вид деятельности на практике.
Кстати, в этом же издании в № 22–23/2014 давались рекомендации, как ФОПу указать в заявлении код вида деятельности согласно КВЭД 009:2010, если отдельные виды деятельности этого кода не дают права на применение упрощенки и не осуществляются таким плательщиком (см. «Бухгалтер» № 25–26’2014, с. 27).
Киевские налоговики рекомендовали указывать в заявлении на применение упрощенки перечень видов деятельности, которые отнесены к соответствующему коду, кроме видов деятельности, на которые установлен запрет.
Ну а в «Вестнике» Минисдохиса № 7/2014 («Бухгалтер» № 9’2014, с. 16) просто давалась консультация, совершенно аналогичная рассматриваемой из Днепропетровска.
* Помнится, на заре независимости Украины дозаправка космических кораблей на орбите то ли вообще не облагалась НДС, то ли освобождалась от обложения НДС.