Журнал о бухучете и налогах для практиков №25 (789) Июль (I) 2015
В свежем номере журнала «Бухгалтер»:
НДС-переплата: учет откладывается
Налог на имущество: когда уменьшит налог на прибыль
Списание ГСМ: важна ли «хозяйственность» маршрута
Ликвидация филиала: авансовые нюансы
НДСный овердрафт: как будут считать
Налоговый кредит: дата на стыке месяцев
Отрицательный НДС: выбор способа использования
Лишняя налоговая накладная: как исправить ошибку
Рознично-нефтяной акциз: отражается ли в НН
Расходы предпринимателя: что нельзя/можно учитывать
Пеня: может стать налоговым долгом
Справки в госорганы: с 1 октября отменяются
ЧПЕНы и РРО: новости и документы
Путевка работнику: что с налогами
Отрицательный налог на прибыль: нюансы
— Наши долги наша техника не воспринимает
Увеличение регистрационной суммы за счет переплаты откладывается
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 22.06.2015 г. № 22361/7/99-99-19-03-02-17
О налоге на добавленную стоимость
Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве, Межрегиональному главному управлению ГФС — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков
Государственная фискальная служба Украины уведомляет о порядке автоматического увеличения суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, с 1 июля 2015 года.
В соответствии с пунктом 34 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) сумма налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, определенная пунктом 2001.3 статьи 2001 раздела V Кодекса, автоматически увеличивается на суммы ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость, которые учитываются в интегрированных карточках плательщиков налога по состоянию на 01.07.2015 (абзац третий пункта 34 подраздела 2 раздела ХХ Кодекса).
В то же время уточненные данные об ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет платежах по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным (по состоянию на 01.07.2015), могут быть сформированы Государственной фискальной службой Украины после загрузки соответствующей информации в центральную базу данных службы.
Согласно Временному регламенту эксплуатации информационной системы «Налоговый блок», утвержденному приказом ГНС Украины от 24.12.2012 № 1198, загрузка центральной базы данных ГФС уточненной информацией о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом (в том числе об излишне уплаченных суммах платежей) осуществляется на пятый (юридические лица) и шестой (физические лица — субъекты хозяйственной деятельности) рабочие дни отчетного месяца.
Таким образом, увеличение суммы налога, на которую плательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные / расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, определенной пунктом 2001.3 статьи 2001 раздела V Кодекса, за счет сумм ошибочно и/или излишне уплаченных по состоянию на 01.07.2015 денежных обязательств по налогу на добавленную стоимость с учетом технологического процесса будет осуществлено до 10 июля 2015 года.
Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве и Межрегиональному главному управлению ГФС — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков довести указанное письмо до сведения плательщиков налога и подчиненных подразделений.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Итак, налоговики честно признали, что увеличение регистрационной суммы за счет переплаты откладывается. Но они здесь ни при чем: уточненные данные об ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет платежах по состоянию на 01.07.2015 г. могут быть сформированы после загрузки соответствующей информации в центральную базу данных ГФСУ. Но такая загрузка в соответствии с Техрегламентом эксплуатации информсистемы «Налоговый блок» возможна на пятый (юрлица) и шестой (ФОПы) рабочие дни отчетного месяца. Так что увеличение суммы НДС, на которую плательщик имеет право зарегистрировать НН/РК в ЕРНН, за счет переплаты по технологическим причинам будет осуществлено до 10.07.2015 г.
См. также в отношении данного вопроса фрагмент письма ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 на с. 11–12 настоящего выпуска и редакционный комментарий — там же, на с. 12.
— Человека принимая, заполняй, уведомляя!
Уведомлять о принятых работниках нужно по-прежнему заполнением таблицы 5 приложения 4, но к Порядку № 435
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 04.06.2015 г. № 19779/7/99-99-17-03-01-17
Государственная фискальная служба Украины в дополнение к письму ГФС от 29.01.2015 г. № 2627/7/99-99-17-03-01-17* сообщает следующее.
В соответствии с частью третьей статьи 24 Кодекса законов о труде Украины работник не может быть допущен к работе без заключения Трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа, и уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о приеме работника на работу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Поскольку Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 г. № 454, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 20.09.2013 г. за № 1628/24160, отменен и на сегодняшний день порядок уведомления центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения формирования и реализации государственной политики по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование о приеме работника на работу отсутствует, заполнение таблицы 5 приложения 4 к Порядку формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 14.04.2015 г. № 435, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 23.04.2015 г. за № 460/26905, до принятия необходимого порядка считается «уведомлением» и представляется в составе обязательной отчетности за календарный месяц в территориальные органы фискальной службы по основному месту учета плательщика с указанием трудовых отношений с принятыми работниками.
Указанную информацию обязуем довести до сведения плательщиков и использовать в работе.
Председатель ГФСУ Р. Насиров
От редакции
Данное письмо свидетельствует о том, что ГФСУ держит нос по ветру (законодательному). В упомянутом письме от 29.01.2015 г. № 2627/7/99-99-17-03-01-17 она разъясняла, что поскольку на сегодняшний день отсутствует порядок уведомления о приеме на работу, то заполнение таблицы 5 приложения 4 к Порядку № 454 до принятия необходимого уведомительного порядка считается «уведомлением» и представляется в составе обязательной отчетности за календарный месяц в органы ГФС по основному месту учета плательщика с указанием трудовых отношений с принятыми работниками. Но Порядок № 454 отменен, и вместо него с 14.04.2015 г. действует одноименный Порядок № 435. Поэтому с 14.04.2015 г. «уведомлением» считается заполненная таблица 5 приложения 4 к Порядку № 435.
Все течет, все меняется…
Однако не прошло и полгода, как Кабмин Постановлением от 17.06.2015 г. № 413 утвердил форму и порядок уведомления ГФС и ее территориальных органов о приеме работника на работу.
Так что со дня его официального опубликования уведомлять о приеме работника на работу нужно будет специальным уведомлением.
* Извлечение из данного письма — см. в «Бухгалтере» № 6’2015 на с. 14.— Ред.
— Тут некоторые упрощЕНия захотели…
В какой срок представлять прибыльную декларацию при переходе на ЕН
Плательщик налога на прибыль на общих основаниях планирует с 01.07.2015 г. перейти на упрощенную систему налогообложения. За какой период такому предприятию следует представить декларацию по налогу на прибыль?
При переходе плательщика налога на прибыль на упрощенную систему налогообложения такой плательщик в сроки, установленные для квартального отчетного периода, обязан представить налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий кварталу, с которого плательщик переходит на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, поскольку плательщик налога на прибыль переходит на упрощенную систему налогообложения с 01.07.2015 г., декларацию по налогу на прибыль ему следует представить за первое полугодие 2015 г., то есть не позднее 10 августа.
Материал подготовлен Н. Василюк, обозревателем «Вестника», при содействии: С. Тимощук, начальника отдела рассмотрения обращений Управления методологии налога на прибыль предприятий Департамента методологической работы по вопросам налогообложения Государственной фискальной службы Украины, и Информационно-коммуникационного департамента Государственной фискальной службы Украины «Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 19/2015
От редакции
Скажем прямо: ответ спорный. Дело в том, что раздел III НКУ-2015 (в отличие от предыдущей редакции НКУ) не упоминает о таких налоговых периодах для плательщиков налога на прибыль, как квартал, полугодие, три квартала. Зато п. 137.4 НКУ устанавливает, что налоговым (отчетным) периодом является календарный год, кроме одного исключения, определенного п. 57.1 НКУ. Напомним, что это случай, когда плательщик, который по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получил прибыли или получил убыток, налоговых обязательств не начислял и не имел базового показателя для определения ежемесячных авансовых взносов в следующем году, а по итогам I квартала получил прибыль. Тогда он должен представить налоговую декларацию за первое полугодие, три квартала и отчетный (налоговый) год для начисления и уплаты налоговых обязательств.
Для всех других плательщиков налога на прибыль базовым налоговым периодом остается год.
Вместе с тем плательщик налога на прибыль, перешедший на упрощенную систему налогообложения, освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на прибыль (п/п. 1 п. 297.1 НКУ).
Как видим, налоговики считают по-другому, и их позицию (правда, абсолютно неаргументированную) следует все же учитывать, поскольку непредставление налоговой отчетности грозит штрафными санкциями (п. 120.1 НКУ).
В этой связи представим свою аргументацию представления декларации за первый квартал 2015 года.
В принципе, переход на упрощенку можно рассматривать как ликвидацию общесистемника, ведь согласно п/п. 3 п/п. 133.1.1 НКУ он утрачивает этот статус.
Соответственно, в случае ликвидации плательщика налога на прибыль п/п. 137.4.3 НКУ предусматривает, что последним налоговым (отчетным) годом считается период, на который приходится дата ликвидации.
Кстати, аналогичная норма (п/п. 152.9.3) содержалась и в дореформенном НКУ; по всей видимости, законодатели просто забыли зарезервировать в п. 57.1 НКУ еще одно «ЕН-переходное» исключение.
Подробнее – в свежем номере журнала «Бухгалтер».