Журнал о бухучете и налогах для практиков №12 (776) Март (IV) 2015
В журнале «Бухгалтер» читайте:
НДС-декларация: февраль-15
Мобилизованным: возмещение заработка
Экспорт/импорт алкоголя:
Покупка валюты: подробности для импортер
Валютный обмен: военный сборовнужна ли лицензия
Снижение ЕСВ: не для новых
Сельхоз-ЕН: по старой декларации
Компенсация за отпуск: разъяснения
Амортизация: подробно о разницах
Выплаты ФОПу/ЧПЕНу: документы, чтоб без НДФЛ
Надо, но не нужно
При таможенном оформлении экспорта и импорта алкоголя предоставлять лицензию не нужно
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 30.01.2015 г. № 1833/6/99-99-24-03-01-15
(извлечение)
<...…>
Во исполнение статьи 197 [Таможенного] Кодекса Кабинетом Министров Украины принято Постановление от 21.05.2012 г. № 436 «Об утверждении перечней товаров, на которые установлено ограничение относительно перемещения через таможенную границу Украины». Данным Постановлением также определены документы, которые выдаются государственными органами или другими юридическими лицами, уполномоченными на выдачу этих документов, для представления их таможням при пропуске товаров через таможенную границу Украины и их таможенном оформлении. К таким документы не отнесена лицензия на экспорт (импорт) алкогольных напитков, поскольку законами Украины не предусмотрено представление органам доходов и сборов данного документа.
Таким образом, при осуществлении таможенного оформления алкогольных напитков законодательные основания относительно контроля органами доходов и сборов наличия лицензии на экспорт (импорт) этих товаров как документа, подтверждающего соблюдение мер нетарифного регулирования, отсутствуют.
<...…>
Директор Департамента организации таможенного контроля и оформления ГФСУ С. Сёмка
От редакции
В письме от 30.01.2015 г. налоговики отметили: при осуществлении таможенного оформления алкогольных напитков у таможенников нет оснований контролировать наличие лицензий на экспорт (импорт) этих товаров.
Это не означает, что соответствующая лицензия при экспорте (импорте) алкоголя вовсе не нужна. Просто если предприятие не предъявит таможенникам копию лицензии в пакете документов при таможенном оформлении, то это не должно стать основанием для отказа таможни в приеме таможенной декларации или в дальнейшем таможенном оформлении алкоголя.
Кстати, чуть позже ГФСУ в письме от 03.02.2015 г. № 3327/7/99-99-24-02-02-17 указала, что
«при осуществлении таможенного оформления товаров вместе с таможенной декларацией предоставляются только счет или другой документ, определяющий стоимость товара, а в случаях, установленных ТКУ, декларация таможенной стоимости».
В общем, мы наблюдаем у налоговиков явный «таможенный» прогресс.
Подтверждалочка
Банковская выписка: какие расходы подтверждает
Предприятие воспользовалось услугами сторонней организации по упаковке готовой продукции. Можно ли сумму средств, уплаченную предприятием за упаковку, учесть в составе затрат на основании банковской выписки, удостоверяющей факт осуществления оплаты таких услуг?
Для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса).
Согласно ст. 1 Закона Украины от 16.07.99 г.
№ 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» первичным документом считается документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.
Учитывая то, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета, следует руководствоваться ст. 9 указанного Закона. В соответствии с данной нормой основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются надлежащим образом оформленные первичные документы, фиксирующие факт осуществления хозяйственных операций. В частности, документом, удостоверяющим факт предоставления услуг, выполнения работ, является надлежащим образом оформленный акт приема-передачи работ/услуг.
Что касается банковской выписки с лицевого счета клиента банка, то она может служить документом, подтверждающим сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию при условии указания в ней информации о предоставлении банком таких услуг, сумм операций и заполнения обязательных реквизитов.
Таким образом, банковская выписка может быть подтверждающим документом для учета в составе затрат суммы средств, уплаченной в оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.
Документом, предоставляющим право на учет в составе затрат суммы средств, уплаченной за услуги по упаковке продукции, является надлежащим образом оформленный акт приема-передачи таких услуг.
«Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 9/2015
От редакции
О том, что банковская выписка может служить документом, подтверждающим сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО), при условии указания в ней информации о предоставлении банком таких услуг, сумм операций и заполнения обязательных реквизитов, говорилось в Обобщающей налоговой консультации относительно использования банковских выписок в качестве первичных документов, утвержденной приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 583 (см. ее в «Бухгалтере» № 29’2012 на с. 18–19).
Кстати, незадолго до этого ГНА в г. Киеве, рассматривая в своем письме от 23.01.2012 г. № 623/10/31-606 вопросы документальных взаимоотношений сторон договора расчетно-кассового обслуживания, первичным документом РКО считала акт выполненных работ (предоставленных услуг). Однако поскольку банк, как правило, не выдает клиенту никаких других первичных документов, подтверждающих поступление безналичных оплат от контрагентов, а также списание платы за РКО, то бухгалтеру ничего другого не остается, как отражать такие оплаты на основании этих выписок. Так что налоговики поневоле признали банковские выписки в качестве первичных документов для целей РКО.
Что касается договора подряда/услуг, то, как правило, выполнение работы/услуги фиксируется бухгалтерским документом — актом приема-передачи работ/услуг.
Верить Родине не обязательно
Самостоятельное определение базы начисления ЕСВ ФОПом — его право, а не обязанность
Обязаны ли физические лица — предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, самостоятельно определять базу начисления единого взноса в случае, если ими не был получен доход по итогам года?
Плательщиками единого взноса в соответствии с пунктами 4 и 5 части первой ст. 4 Закона [Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон] о ЕСВ[)] являются физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность.
Абзацем первым п. 2 части первой ст. 7 данного Закона установлено, что базой начисления единого взноса для лиц, указанных в п. 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и п. 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, подлежащая обложению НДФЛ. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).
Согласно абзацу второму п. 2 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ, в случае если лицами, указанными в п. 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и п. 5 части первой ст. 4 данного Закона, не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такие плательщики имеют право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной указанным Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Следовательно, самостоятельное определение базы начисления единого взноса является исключительно правом, а не обязанностью таких плательщиков.
Применять указанную норму лица, определенные п. 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и п. 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, будут иметь возможность при начислении единого взноса за 2015 год.
Самостоятельное определение базы начисления единого взноса для физических лиц — предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, было введено с целью защиты права таких лиц на зачисление в страховой стаж тех месяцев, в которых не был получен доход (прибыль).
Вместе с тем в соответствии со ст. 24 Закона [от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»] страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.
Материал подготовлен при содействии С. Кепиной, начальника Управления администрирования единого взноса и методологии Департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины, О. Клижевской, заместителя начальника Управления — начальника отдела администрирования единого взноса, и А. Роговец, главного государственного ревизора-инспектора «Вестник. Право знать все о налогах и сборах» № 9/2015
От редакции
Комментируя в «Бухгалтере» № 3’2015 (с. 14–15) изменения, внесенные Законом от 28.12.2014 г. № 77-VIII в Закон о ЕСВ, мы обращали внимание на то, что одним из топовых вопросов начала 2015 года, будораживших бухобщественность, был вопрос о том, уплачивается ли ЕСВ ФОПом на общей системе при отсутствии дохода.
Несмотря на нечеткость формулировки п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ, мы придерживались позиции, что при отсутствии у ФОПа дохода самостоятельное определение базы начисления ЕСВ — это его право. И лишь в том случае, когда ФОП воспользуется этим правом, ЕСВ должен быть не меньше, чем минимальный страховой взнос.
К счастью, в дальнейшем наша позиция была подтверждена налоговиками на официальном сайте ГФСУ (см. п. 4 рубрики «Док-обзор» в «Бухгалтере» № 5’2015 на с. 20–21).
Теперь же целая группа специалистов ГФСУ разного ранга высказалась примерно в том же духе.
Осталось дождаться только письма…
Подробности – на страницах журнала «Бухгалтер».