Журнал о бухучете и налогах для практиков №10-11 (774-775) Март (II-III) 2015
В свежем номере журнала «Бухгалтер» Александра Кирша: Импортный сбор: Закон
НДС: электронное администрирование
Прибыльные авансы: «обособленные» подробности
Неприбыльные: кто остался
ЕСВ: новые условия снижения ставки
Розничный акциз: о чеке и декларацииОбнал: компромисс
Изменение цены: как оформлять
НДС с «–»: куда
Зарплата инвалида: ЕСВ — с фактической
Военный сбор: снова изменения
Лимит наличности: без согласования — нуль
НБУ: очередные валютные ограничения
Индексация зарплаты: Порядок и разъяснения
Нецелевое использование: корректировка
Бухприбыль: плюсы
Расходы ФОПа: уцелевшие
Договоры гражданский и трудовой: отличия
Смотрим в Книгу — видим ЧПЕНа
При изменении налогового адреса ЧПЕНу необходимо зарегистрировать новую Книгу учета доходов (Книгу учета доходов и расходов), если меняется район
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 26.12.2014 г. № 9806/6/99-95-42-03-18
В соответствии с п. 294.7 ст. 294 Налогового кодекса Украины, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс), в случае изменения налогового адреса плательщика единого налога последним налоговым (отчетным) периодом по такому адресу считается период, в котором подано в контролирующий орган заявление об изменении налогового адреса.
Представление налоговых деклараций физическим лицом — предпринимателем — плательщиком единого налога и уплата единого налога за последующие налоговые (отчетные) периоды осуществляются в контролирующий орган по месту нового налогового адреса (местожительству).
Порядок ведения книги учета доходов плательщиков единого налога первой и второй групп и плательщиков единого налога третьей группы, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, и Порядок ведения книги учета доходов и расходов плательщиков единого налога третьей группы, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, утверждены приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2011 № 1637 (далее — Порядки).
В соответствии с п. 2 Порядков прошнурованная и пронумерованная Книга учета доходов или Книга учета доходов и расходов (далее — Книги) бесплатно регистрируется в контролирующем органе по основному месту учета плательщиков налога.
Данные Книги используются плательщиком налога для заполнения налоговой декларации плательщика единого налога (п. 7 Порядков).
То есть при изменении налогового адреса (местожительства), связанного с изменением административного района, физическому лицу — предпринимателю — плательщику единого налога необходимо зарегистрировать новую Книгу в контролирующем органе по новому месту учета.
Что касается ответственности плательщика единого налога, который при изменении налогового адреса (местожительства), связанного с изменением административного района, продолжает вести учет доходов (доходов и расходов) в Книге, зарегистрированной контролирующим органом по предыдущему месту учета такого плательщика, то нормы Кодекса не предусматривают применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) в этом случае.
Первый заместитель Председателя ГФСУ В. Хоменко
От редакции
Налоговики разъяснили, что при изменении налогового адреса (местожительства), связанного с изменением административного района, ЧПЕНу необходимо зарегистрировать новую Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов в контролирующем органе по новому месту учета.
А можно и не регистрировать, поскольку «штрафной» ответственности за нерегистрацию новой Книги НКУ не предусматривает.
А вообще торопиться с регистрацией новой Книги, по нашему мнению, не следует, особенно если учесть, что Минфин обнародовал проекты обновленных книг учета для единоналожников (для плательщиков ЕН групп I, II и III, которые не являются плательщиками НДС, и для плательщиков ЕН группы III, которые являются плательщиками НДС).
— Нет предприятия — нет проблемы…
Розничный акциз в чеке РРО: ГФСУ считает, что проблем нет
Письмо Государственной фискальной службы Украины от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела информационный запрос <...> и сообщает следующее.
В связи с внесением с 1 января 2015 года изменений в ряд законодательных актов по вопросам налогообложения Государственная фискальная служба сообщает.
Письмом ГФС Украины от 20.01.2015 № 1519/7/99-99-19-03-03-17 предоставлено разъяснение относительно обеспечения уплаты акцизного сбора с розничной продажи и вменено в обязанность главным управлениям ГФС в областях, городе Киев и Межрегиональному главному управлению — Центральному офису по обслуживанию крупных плательщиков довести его содержание до плательщиков акцизного налога и председателей областных и Киевской городской госадминистрации, сельских, поселковых, городских советов.
С целью обеспечения правильности отражения в расчетных документах регистраторов расчетных операций акцизного налога с розничной продажи подакцизных товаров ГФС обращает внимание на следующее.
Требованиями относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для разных сфер применения, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 2002 года № 199, определены формат и разрядность данных, которые хранятся в фискальной памяти РРО, в котором предусмотрено отражение не менее 6 групп по налогообложению товаров (услуг).
C учетом подпункта 3.5 пункта 3 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 № 614, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.02.2001 за № 105/5296, строка 9 расчетного документа (название налога, буквенное обозначение ставки налога, ставка налога в процентах, сумма налога) может повторяться в соответствии с количеством налоговых групп, то есть не менее 6.
Следовательно, акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров должен отражаться в расчетном документе (фискальном чеке) как отдельная налоговая группа.
Учитывая указанное, сообщаем, что действующее законодательство, регламентирующее отражение реквизитов в фискальном чеке РРО относительно выделения акцизного налога, в изменениях не нуждается. Однако ГФС предоставлено разъяснение производителям РРО и сервисным центрам по обслуживанию РРО относительно программирования акцизного налога <…...>.
<…...>
Директор Департамента налогового и таможенного аудита Н. Рубан
От редакции
В комментируемом письме налоговики в очередной раз отметили, что розничный акциз должен отражаться в расчетном документе (фискальном чеке) как отдельная налоговая группа.
Вместе с тем контролеры напоминают, что п. 3.5 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, строка 9 фискального чека может повторяться в соответствии с количеством налоговых групп, то есть не меньше 6.
Любопытно, что ГФСУ считает, что действующее законодательство, регламентирующее порядок отражения реквизитов в фискальном чеке РРО относительно выделения акцизного налога, в изменениях не нуждается.
Как это не нуждается? А как же письмо ГФСУ от 31.01.2015 г. № 1848/6/99-99-22-07-03-15 (см. его в «Бухгалтере» № 8’2015 на с. 10–11), в котором налоговики предлагают несколько алгоритмов введения акцизного налога в фискальный чек РРО? Напомним, что для плательщиков НДС это можно сделать: путем расчета дополнительного сбора; с помощью введения отдельной налоговой группы; с использованием отдельного «виртуального» товара. Для не плательщиков НДС спецы из ГФСУ предлагают механизм расчета дополнительного сбора.
Так что отдельная налоговая группа — это лишь один вариант отражения акцизного налога в чеке РРО.
Кстати, некоторые бухгалтера (на проффоруме) считают: то, что предлагают налоговики,— близко к финансовым махинациям и подделке расчетных документов. Налоговики предлагают в названии писать «акциз 5%», а программировать в РРО — 6%, и выполнить требование фискалов почти во всех РРО (за небольшим исключением) без применения «ухищрений» невозможно.
«Акцизные» проблемы возникают у бухгалтеров и при заполнении журнала РРО, а также Отчета по РРО, так как они не знают, куда вписать и как отразить в них акциз. То ли еще будет?
— Что первично? — Бухгалтерская справка!
Бухгалтерская справка: как стать первичным документом
Письмо Министерства финансов Украины от 05.08.2014 г. № 31-11410-08/23-2303/2333
Статьей 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон) и Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение), установлено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания.
Пунктом 2.1 Положения определено, что первичными документами являются документы, созданные в письменной или электронной форме, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение.
В соответствии с частью второй статьи 9 Закона и пунктом 2.4 Положения первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; наименование предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
Согласно пункту 2.7 Положения первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм.
В случае если хозяйственная операция оформляется бухгалтерской справкой, то при ее применении обязательно приводятся реквизиты, предусмотренные Законом и Положением.
От редакции
Минфин считает, что бухгалтерскую справку можно считать первичным документом, если она будет содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88.
Напомним, что форма бухгалтерской справки, приведенная в Методических рекомендациях по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356, мало напоминает первичный документ. Кроме того, прямого указания на то, что такая справка является первичным документом, ни п. 4.3 Положения № 88, ни п. 9 Методрекомендаций № 356 не содержит. Так что все в руках бухгалтера, ведь он знает, как из бухгалтерской справки легким движением руки сделать первичный документ!
Об этом и многом другом читайте в журнале «Бухгалтер».