Зачем государству нужен малый бизнес?
В любой развивающейся стране руководство государства особое внимание уделяет развитию бизнеса. В некоторых странах большее внимание уделяется среднему и малому бизнесу, в некоторых – крупному бизнесу. Не исключением стало и наше государство. Однако, руководство нашей страны все же больше "дышит" в сторону крупного бизнеса. Именно ему реально уделяется больше внимания (льгот), так как именно этот сегмент платит в бюджет приблизительно 85% всех налогов, о чем постоянно говорят первые лица государства. К сожалению, должен признать, что к малому и среднему бизнесу относятся исключительно как к мелким деталям от мощной "машины по уплате налогов". При этом отсутствие некоторых деталей не сможет повлиять на работу всего механизма…
Уважаемые руководители страны, не нужно сравнивать мелкий бизнес с крупным относительно количества уплаченного налога. Давайте рассматривать мелкий бизнес как институт, призванный обеспечить занятость населения. Ведь если реально обеспечить надлежащие условия для развития малого бизнеса, многие наши соотечественники, которые в большинстве своем имеют высшее образование, смогут заниматься своим предпринимательским делом, повышать украинскую производительность, кормить свои семьи, не "прося" у государства никаких социальных выплат на их содержание.
Самая уязвимая часть предпринимателей
По данным Государственной службы статистики Украины, в период экономического кризиса 2009-2011 года большая часть ушедших из бизнеса (почти 1,5 млн. человек) – это физические лица-предприниматели. Эта огромная масса людей теперь стала безработными вместе с другими, которые попали под сокращение по месту своей работы. Именно им теперь государство должно выплачивать определенные суммы, как пособие по безработице. Неужели государству это экономически выгодно?
Уверен, что малый бизнес необходимо рассматривать не как институт, который приносит мало прибыли, а как альтернативную занятость населения.
Наш законодательный орган, в общем-то, перенимает практику европейского сообщества по поддержке и развитию малого бизнеса, но должен признать, что в большинстве своем все законы и положения, принятые в этом направлении, носят декларативный характер.
Я уверен, что для реального развития малого бизнеса, нашей власти необходима реальная политическая воля в принятии стратегически важных изменений и в области разрешительных нормативных актов, и в области системы налогообложения, и в области контроля за деятельностью предпринимателей.
Посудите сами, наряду с огромными изменениями, направленными на развитие малого бизнеса, о которых постоянно говорят в парламенте и правительстве Украины, в рейтинге "Ведение бизнеса" за 2012 год, представленного Международной Финансовой корпорацией и Мировым банком, Украина опустилась со 149-го на 152-е место из 183 участников. Впереди нас такие "развитые" страны, как Либерия, Буркина Фасо, Гамбия, Мозамбик, Камбоджия, Либерия и т.п.
Основная цель – упрощение ведения бизнеса
Считаю, что действовать необходимо решительно и оперативно, не обращая внимания ни на рейтинги, ни на личные амбиции. Основная цель – упрощение ведения бизнеса в Украине. Ведь если в нашей стране будет больше налогоплательщиков и меньше "дармоедов", экономика страны будет развиваться стремительно.
Во-первых, необходимо "ликвидировать" так называемое понятие "решение вопроса". Например, предприниматель, который обращается за помощью через так называемое "единое окно", может рассчитывать на получение соответствующих документов, однако в течение нескольких дней и лишь в том случае, если все документы будут в порядке. А если ему необходимо получить документы в течение дня, что делать? В таком случае он обращается к "определенным" лицам, которые за "определенные" деньги смогут сделать все быстро и без проблем. Я уже не говорю о коррупции, это уже не модно, а говорю о последствиях. Предприниматель платит большую сумму, которая идет в карман чиновникам, а не в бюджет. А ведь можно же установить официальную сумму за ускорение получения разрешительных документаций и предприниматель с удовольствием их оплатит. Но в этом случае будет пополнен местный бюджет, из которого смогут финансироваться и школы, и садики, и больницы и т.д. Конечно, это не очень понравится чиновникам, так как "поток" будет проходить в обход них. Вот в этом, я считаю, и должна быть политическая воля, чтобы отучить чиновников быть "звеном", через которое проходят финансовые потоки.
Во-вторых. Нужно принять такие нормативные акты, которые будут направлены на реальное упрощение получения разрешений на ведение деятельности. В Европейском сообществе существует всего шесть видов лицензий и 30 видов разрешений. Для сравнения, в Украине, после проведенного "упрощения", осталось 58 лицензий и 227 разрешений. Самое парадоксальное в этом то, что меньшее количество лицензий и разрешений никак не делает европейский товар некачественным или таким, который не соответствует стандартам. Наоборот, мы все с радостью всегда приобретаем именно товары европейского производства. Секрет прост: нужно устанавливать контроль за соблюдением стандартов качества в течение всей деятельности предпринимателя, а не в момент выдачи лицензии или разрешения, когда предприниматель еще и не начал свою работу по сути.
В-третьих. Необходимо принять ряд нормативных актов, которые будут направлены на обеспечение реальной финансовой поддержки начинающим предпринимателям путем предоставления им налоговых льгот. Кроме того, необходимо решить вопрос об установлении дифференцированной ставки налогообложения в зависимости от количества проживающих в том или ином регионе. Для предпринимателей, которые имеют наемных работников, крайне важно уменьшить размер единого социального взноса минимум в два раза.
Отказаться от "планов на выявление правонарушений"
И еще один немаловажный момент. Уважаемые руководители контролирующих органов, давайте уберем постсоветсткую практику по установлению "планов на выявление правонарушений". Ведь если предприниматель ведет правильно свою деятельность, давайте признаем это и поблагодарим его! У Вас будет в последующем меньше работы, а Украина сможет выйти вперед в рейтингах по ведению бизнеса.
Подводя итог вышесказанному, хочется верить, что власть вскоре после парламентских выборов сможет найти в себе силы, чтобы обратить внимание на состояние развития малого бизнеса, сделает все возможное и невозможное, чтобы обеспечить условия работы, которые дадут возможность нашим согражданам конкурировать не только между собой, но и с иностранными коллегами. Также остается надеяться, что руководство страны все-таки поймет, что основа общества и его сила складывается не из 1000 собственников крупного бизнеса, а из миллионов представителей малого и среднего бизнеса.
Виталий Кулаков, адвокат, старший партнер адвокатской фирмы "Advice" для UBR.UA