Вступил в силу Закон о создании свободной экономической зоны в Крыму
Крым освобожден от общегосударственных налогов и сборов на 10 лет.
27 сентября вступил в силу Закон № 1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», который был принят Верховной Радой 14 августа.
СЭЗ «Крым» вводится в АР Крым и городе Севастополе на 10 лет. Этот срок может быть продлен или сокращен. Окончание режима временной оккупации не является основанием для прекращения действия СЭЗ «Крым». Административная граница между территорией СЭЗ и остальной территорией Украины совпадает с сухопутным административной границей между АР Крым и Херсонской областью. Территория СЭЗ не распространяется на исключительную морскую экономическую зону Украины, определенную согласно нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации части XI Конвенции от 10 декабря 1982 года, а именно: на территориальное море Украины и прилегающие зоны, проливы, используемые для международного судоходства, континентальный шельф, открытое море, режим островов и международный район морского дна, а также на воздушное пространство над полуостровом Крым, определенное в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года. На территорию СЭЗ распространяются нормы Договора по открытому небу 1992 года.
В границах СЭЗ «Крым» создается свободная таможенная зона, которая по своему функциональному типу является одновременно свободной таможенной зоной коммерческого, сервисного и промышленного типа согласно ст. 430 Таможенного кодекса. СЭЗ «Крым» создается ipso jure без согласования с соответствующими органами местного самоуправления или местными органами исполнительной власти. Органом ее хозяйственного развития и управления является государственная Управляющая компания СЭЗ «Крым», которая не может быть корпоратизирована или приватизирована. Ее функции и полномочия определяются Кабмином, при этом он может отказаться от ее образования или делегировать ее функции центральному органу исполнительной власти или государственному предприятию.
Согласно Закону на территории СЭЗ не справляются общегосударственные налоги и сборы и пенсионный сбор. Взаимоотношения между лицами, которые имеют налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами, которые имеют налоговый адрес на остальной территории Украины, являются контролируемыми операциями согласно ст. 39 НК. Физлицо, которое имеет налоговый адрес (место жительства), юрлицо (обособленное подразделение), которое имеет налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравниваются с целью налогообложения к нерезиденту.
Доходы наемных работников, постоянно проживающих в Крыму (зарплата и другие подобные выплаты и компенсации, выплачиваемые работодателем из других регионов Украины), облагаются налогом по общим правилам по местонахождению такого работодателя. Физлицо, налоговый адрес которого находится в других регионах, обязано задекларировать объекты жилой недвижимости, находящиеся в Крыму.
Расходы юрлица, приравненного к резиденту, понесенные на оплату стоимости товаров (работ, услуг), поставленных лицом, приравненным к нерезиденту, включаются в состав расходов в сумме, предусмотренной пунктом 161.2 ст. 161 НК для оффшорных компаний.
В свою очередь, товары, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезенны на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного обращения в Крыму до вступления в силу Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», считаются товарами украинского происхождения, свободно перемещаются на другую территорию Украины без применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности до 1 января 2015 года.
Также на территории СЭЗ может применяться мультивалютный режим, по которому в оплату стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются (предоставляются) в пределах Крыма, принимается как гривна, так и валюты иностранных государств, которые включены Нацбанком в 1 — 2 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов. При этом Декрет Кабмина «О системе валютного регулирования и валютного контроля» допонен нормой, согласно которой индивидуальные лицензии будут выдаваться на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа или в качестве залога, за исключением оплаты в иностранной валюте за товары, работы, услуги, а также оплаты труда, на временно оккупированной территории.
Любые безналичные платежи (переводы) с территории СЭЗ на другую территорию Украины или братноосуществляются исключительно в гривне или в свободно конвертируемой валюте. Особенности режима таких платежей (переводов) устанавливаются Нацбанком.
Требования относительно обязательной продажи поступлений (в том числе выручки) в иностранной валюте не применяются к юрлицам (филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям) с местонахождением на территории СЭЗ.
Установлено, что крымские субъекты хозяйственной деятельности могут получить статус участников, участников предварительной квалификации или исполнителей, а товары (работы, услуги) с происхождением из Крыма, могут быть объектом госзакупок на общих основаниях в соответствии с Законом «Об осуществлении государственных закупок», которые осуществляются за счет средств государственного или местных бюджетов.
Также установлено, что лицензии, сертификаты и разрешения, выданные до вступления в силу Закона действуют на территории Крыма до окончания срока их действия.
Переходные положения Закона регулируют особенности функционирования СЭЗ «Крым» в период временной оккупации ее территории, операции с объектами права частной, государственной и коммунальной собственности на временно оккупированной территории, эвакуацию граждан и бизнеса.
Кроме того, в Законе «О торгово-промышленных палатах в Украине» установлено, что Торгово-промышленная палата Украины и торгово-промышленные палаты Украины привлекаются к предоставлению экспертных заключений о происхождении товаров в тех случаях, когда в соответствии с международными договорами Украины полномочия выдачи сертификатов происхождения товаров предоставлены таможенному органу, если иное не определено такими международными договорами. Порядок предоставления экспертных заключений устанавливается Кабмином.
Кроме того, временно на период действия особого правового режима, определенного Законом «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», приостанавливается применение к плательщикам единого взноса из Крыма ст.ст. 25 и 26 (ответственность за неуплату ЕСВ) Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Налоговая информация о суммах недоимки плательщиков единого взноса сохраняется и обрабатывается в информационных базах контролирующих органов в отдельном (забалансовом) порядке.