«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Владельцу компании за 50. Долго ли протянет компания?

Владельцу компании за 50. Долго ли протянет компания?

Удивительно наблюдать, как живой, процветавший бизнес, хозяина которого уважают все, включая губернатора, так быстро превращается в руины.

На днях приятель рассказал, что общий знакомый, владелец региональной сети турагентств, разорился. Причем разорился самым натуральным образом, у него нет денег не только на спасение бизнеса, но и просто на жизнь.

Банкротство слабых предприятий – процесс естественный, эволюционный, расчищающий рыночное пространство для более выносливых. Но все-таки наблюдать, как живой, процветавший бизнес, владельца которого даже губернатор приглашал на все значимые приемы, за три года превращается в руины, довольно дико. Особенно с учетом того, что сама отрасль если не процветает, то по крайней мере не в упадке.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что причины, вероятнее всего, лежат вне бизнеса как такового. Владельцу – чуть за пятьдесят. За последние двадцать лет он достиг всего, о чем мог только мечтать, – построил квартиру и дом, выучил детей за границей, объездил полмира, добился уважения на самом высоком в его городе уровне. Но после пятидесяти по ему одному известной причине его мотивация неожиданно испарилась. Он потерял интерес к компании, и она за три года увяла без хозяйской руки.

Это важная особенность огромного числа российских компаний. Известно, что Россия – страна с чрезвычайно высокой концентрацией капитала, то есть у тысяч российских компаний любых калибров один-три частных владельца, оказывающих на них огромное влияние. Разница между размытым капиталом и концентрированным в данном контексте в том, что в компаниях с множеством акционеров персональное влияние каждого из них минимально. Такие компании вынуждены нанимать профессиональный менеджмент и формировать четкие правила взаимодействия между ним и акционерами. Иными словами, они поневоле становятся компаниями «менеджерского типа» – в отличие от предприятий с узким кругом владельцев, часто всю жизнь остающихся «предпринимательскими».

Еще важно, что большинство компаний реального сектора в России создавались в 1990-е энтузиастами-самоучками. Они ничего не знали о том, как делать бизнес, и действовали интуитивно, а многие действуют так и сейчас. Предприниматели создавали эти бизнесы по своему образу и подобию, в них все заточено под их личности. Под их привычки, взгляды, убеждения и предпочтения выстроены процессы, подобран персонал. Они влияют на все – от выбора местоположения офиса до корпоративной учетной системы. Они влияют на кредитную и коммерческую политику, часто лично формируют ассортимент и формулируют если не стратегию, то общее видение развития. И в этом и заключается основное отличие «предпринимательской» организации от «менеджерской», где жизнь в большей степени подчинена законам бизнеса.

У обоих типов организаций есть свои плюсы и минусы. В конце концов, все великие компании когда-то были созданы великими предпринимателями, а не менеджерами. Проблема же в том, что если компания не стала «менеджерской», то отход акционера от оперативного управления сопоставим с ампутацией жизненно важного органа. Все процессы настолько зависят от акционеров, что без них в компании все останавливается – важные вопросы не решаются, проекты тормозятся. Сотрудники дезориентированы – они не понимают, у кого теперь спрашивать, и не наделены полномочиями для самостоятельных решений. Даже если акционер, уходя, нанимает профессионального менеджера, это помогает редко – привыкшая жить по воле харизматичного владельца компания в этом случае требует детальной перестройки. Чаще же всего акционер, формально уйдя «на пенсию», все равно во все вмешивается и на все пытается влиять, его подход входит в конфликт с менеджерским, и все становится еще хуже.

Таких компаний в России, повторюсь, тысячи, и большинству их владельцев тоже за пятьдесят, и многие из них все еще «по пояс» в своем бизнесе. Например, на рынке торгового оборудования есть компания, владелец которой знает свою продукцию до последнего винтика, поскольку каждая деталь была создана при его личном участии. Он сам управляет продажами и посещает всех своих крупнейших клиентов. Он лично разбирается со всеми рекламациями. Бухгалтерия не оплачивает счета без его команды. Благодаря личному участию акционера компании удалось добиться такого качества продукции и сервиса, что два года назад она начала поставки на рынок США – для этой отрасли невероятный успех. Правда, владельцу приходится работать по 18 часов в сутки, хотя он уже отнюдь не молод. Сейчас его компания весьма успешна, но сможет ли она удержать планку, когда ее основатель будет уже не в силах вкалывать так много?

Есть много способов плавно превратить предпринимательскую компанию, годами живущую по законам стартапа, в менеджерскую. Но чтобы сделать это, собственникам нужно решиться и перестать быть для своих бизнесов центром вселенной. А на это, по моим личным наблюдениям, готовы немногие.


Источник: http://slon.ru



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

168
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...