«Бизнес-Рост» - сопровождение бизнеса,  легальное уменьшение налогов, ликвидация фирм и предприятий.

Адвокатско – Аудиторское Объединение «Бизнес – Рост»

Верховный Суд сделал вывод о порядке возврата излишне уплаченных налогов и сборов

Верховный Суд сделал вывод о порядке возврата излишне уплаченных налогов и сборов

Верховный Суд Украины пришел к выводу, что в случае если после уплаты декларантом налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с таможенной стоимостью товаров, определенной таможенным органом, будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, то сумма излишне уплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) возвращается декларанту в порядке, предусмотренном

Порядком возвращения и Порядком взаимодействия, на основании его заявления, и в месячный срок со дня принятия заключения таможенного органа, который осуществлял оформление таможенной декларации, о возвращении из Государственного бюджета Украины ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы.

Об этом идет речь в Постановлении Судебной палаты по административным делам Верховного Суда от 16 марта 2016 года №21-326а14.

По смыслу ст. 260 Таможенного кодекса 2002 года таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины, определяется декларантом в соответствии с положениями настоящего Кодекса, которым также устанавливаются методы определения таможенной стоимости указанных товаров и условия их применения.

Согласно ст. 262 ТК 2002 года, таможенная стоимость товаров и метод ее определения заявляются (декларируются) таможенному органу декларантом при перемещении товаров через таможенную границу Украины путем представления декларации таможенной стоимости.

Ст. 249 ТК 2002 года предусмотрено, что таможенные органы самостоятельно определяют таможенную стоимость на основании цены на идентичные или подобные (аналогичные) товары только при отсутствии подтверждающих документов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, или в случае наличия обоснованных сомнений относительно достоверности сведений о заявленной стоимости.

Согласно ч. 8 ст. 264 ТК 2002 года, декларант имеет право обжаловать решение таможенного органа по определению таможенной стоимости оцениваемых товаров в таможенный орган высшего уровня и/или в суд.

Анализируя указанные нормы права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к правовому заключению, что декларант вправе обжаловать в таможенном органе высшего уровня и/или в суде решение таможенного органа по определению таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины. Если же таможенный орган самостоятельно не принимал решения об определении таможенной стоимости товаров и согласился с таможенной стоимостью, определенной декларантом, и методом ее определения, который применил декларант, то нет оснований считать действия таможенного органа такими, что совершены вопреки требованиям ТК, а значит и оснований признавать уплаченные суммы таможенных платежей или их часть ошибочно и/или излишне уплаченными нет.

Если же таможенный орган определил таможенную стоимость товаров, а в дальнейшем будет принято решение о применении таможенной стоимости, заявленной декларантом, то сумма излишне уплаченных налогов и сборов возвращается декларанту в соответствии с ч. 6 ст. 264 ТК 2002 года в месячный срок со дня принятия решения в порядке, предусмотренном законодательством.

Так, именно Порядок возврата определяет процедуру возврата налогоплательщикам средств, которые учитываются на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, и таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, в т.ч. в случаях, указанных в ст. 264 2002 года ТК.

Согласно абзацам 1, 2 п. 1, пунктам 2-4 разделом III указанного Порядка для возвращения из Государственного бюджета Украины таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, налогоплательщиком в общий отдел таможенного органа, которым осуществлялось оформление таможенной декларации, подается заявление произвольной формы, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта хозяйственной деятельности или физическим лицом.

Заявление может быть подано не позднее 1095-го дня, следующего за днем ​​зачисления средств в Государственный бюджет Украины.

Заявление, зарегистрированное в общем отделе, после рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) таможенного органа вместе с пакетом документов передается в отдел таможенных платежей таможенного органа (далее — Отдел) для проверки обоснованности возврата заявленных сумм.

Отдел проверяет факт перечисления таможенных и других платежей с соответствующего счета в Государственный бюджет Украины и наличие переплаты.

Для подготовки заключения о возврате из Государственного бюджета Украины ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы (далее — заключение о возвращении), форма которого приведена в приложении 1 к Порядку взаимодействия действующего на время возникновения спорных отношений; руководством Отдела при необходимости инициируется проведение проверки в таможенном органе в правильности таможенного оформления с привлечением соответствующих подразделений таможенного органа. Порядок и форма составления документа, в котором будут отображаться результаты проверки, определяются приказом ГТСУ.

Вместе с тем взаимоотношения таможенных органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы, регламентировались Порядком взаимодействия.

В соответствии с п. 2 Порядка взаимодействия возврата ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей осуществляется на основании заключения таможенного органа, который осуществлял оформление таможенной декларации. Указанный вывод оформляется согласно заявлению плательщика, которое подается в таможенный орган, осуществлявший оформление таможенной декларации.

Согласно п. 7 Порядка взаимодействия, на основании полученного вывода о возвращении соответствующий орган Государственного казначейства Украины готовит платежные документы на перечисление средств со счета по учету доходов Государственного бюджета на счет, указанный в заключении о возвращении, и в течение пяти рабочих дней с даты получения Заключения о возвращении осуществляет возврат средств из бюджета.

С учетом указанного коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что законодательством в соответствии с ч. 6 ст. 264 ТК 2002 года определен механизм возврата налогоплательщикам средств, которые учитываются на соответствующих счетах таможенного органа или ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, а потому, на основании анализа приведенных выше норм права, пришли к такому правовому заключению.

Аналогичная правовая позиция относительно применения указанных норм материального права была высказана коллегией судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины в постановлении от 9 декабря 2014 года (дело №21-205а14).

Виктория Никитина, Судебно-юридическая газета

Источник: sud.ua



Подписывайтесь на наш канал «Бизнес-Рост Деньги+» в Telegram.

227
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...