Введение НДС-счетов создало для бизнеса массу проблем и не прекратит фиктивное возмещение НДС
В основе реформы лежит отношение к налогоплательщикам как к жуликам.
Заработавшая на прошедшей неделе реформа, которой в Украине были введены НДС-счета, выявила массу проблем и уже омрачила работу многих предпринимателей. Постановление "О внесении изменений в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных" принималось за день до начала работы самих счетов. Результаты очевидны — понимание ситуации у предпринимателей отсутствует. Закон об НДС-счетах принят еще летом, а система работает через раз, при этом фискалы не ведут разъяснительную работу с бизнесом.
Об этом в статье для ZN.UA пишет Юлия Самаева.
Как говорится в статье, довольно долго предприниматели нововведению противились, причин чему — масса. В основном они обращают внимание на то, что, закручивая гайки, налоговая ничего не предлагает взамен. И если по поводу других фискальных новшеств можно полемизировать, то введение НДС-счетов — это фискальный прессинг в чистом виде. Система не предполагает возврата налогоплательщику излишка средств на его НДС-счете, отвлекает свыше 10% оборотных активов, требует тщательного бизнес-планирования.
Возможностей повлиять на непорядочного контрагента нет, при этом вводится солидарная ответственность по НДС. Если продавец отказался внести предоплату по своим налоговым обязательствам, то это будет вынужден сделать покупатель. Продавец может выдавать налоговую накладную только на сумму НДС, которая равна сумме его "входящего" НДС и сумме денежного остатка на НДС-счете.
Таким образом, каждый продавец, выдавая налоговые накладные, в конце концов, должен будет предоплатить НДС с созданной им добавленной стоимости на НДС-счет. Государству такая система чрезвычайно выгодна, так как оно получает 100-процентную гарантию налоговых поступлений. Для бизнеса все, наоборот, усложняется, отмечает автор.
Даже у тех, кто разобрался в системе, возникают проблемы, потому что в законе есть немало неурегулированных нюансов, особенно относительно прав налогоплательщиков. Несмотря на то, что новая система уже запущена, многие предприниматели до сих пор не разобрались, как в ней работать: путают НДС-счета и СЭА (систему электронного администрирования), не знают, что и когда начинает работать, кому и что отправлять. Неразберихи добавляют и сотрудники ГФС, которые не в состоянии дать компетентную консультацию.
"Фирма-покупатель заключила контракт и отправила полумиллионную предоплату, фирма-продавец зарегистрировала налоговую накладную, уже как положено в ЕРНН (Едином реестре налоговых накладных), — рассказала ZN.UA Александра Томашевская, эксперт Киевского центра поддержки развития бизнеса. — На основании накладной было сформировано налоговое обязательство. Потом что-то пошло не так, и покупатель расторг договор. Предоплату вернули, взамен отправили корректировку. Но по новым нормам кодекса для того, чтобы уменьшить налоговое обязательство, требуется согласие контрагента, а он отказывается его давать. В итоге денег у фирмы нет, налоговое обязательство в системе висит, а способов воздействия на контрагента не существует. Пока это все можно решить, так как все работает в тестовом режиме и без СЭА. Но что делать потом? В кодексе нет ни одного механизма воздействия на контрагента, даже жалоба не предусмотрена".
Эксперт не сомневается, что разработчики реформы даже не моделировали ситуацию с возвратом предоплаты. И недоумевает, почему, когда подобные вопросы возникают на практике, сотрудники фискальной службы отказываются их решать? Получается, что в основе реформы лежит отношение к налогоплательщикам как к жуликам, поскольку они ничего не могут делать без одобрения контрагентов. Это заводит ситуацию в тупик, ведь сам контрагент может оказаться жуликом. Один из чиновников ГФС, отвечая на вопрос, что же делать предпринимателям в подобных ситуациях и нельзя ли исправить подобные огрехи системы, сказал: "Зачем? У нас есть суд. Обращайтесь".
"Положить конец злоупотреблениям с НДС может только политическая воля высшего руководства государства: Кабмина, Минфина, ГФС. При этом НДС-счета — это лишь одно из многих вспомогательных средств, не более. Если политической воли не будет, этот и другие методы контроля не помогут, — поделился с ZN.UA Леонид Рубаненко, глава Союза налоговых консультантов. — В свое время главным средством в борьбе с махинациями должно было стать приложение №5 к декларации НДС, внедренное в 2008 г. Та ситуация показала украинские реформы во всей красе: налоговики, получив больше информации, начали требовать больших взяток. Вот и все реформы. Действительно неплохой механизм был использован для наполнения собственных карманов. Сейчас ситуация аналогичная: возможностей для злоупотреблений на администрировании НДС-счетов — масса".
"Зачем же тогда реформа, столь сильно бьющая по бизнесу? НДС-счета — это идея МВФ, за которую активно ухватились украинские фискальные органы. Только МВФ предполагал таким образом решить проблемы с фиктивным возмещением налога. Действительно, почему нет? Ведь не просто так были объединены таможенная и фискальная службы. По большому счету, им давно уже никто не мешает контролировать поступления от импортного НДС и возмещать экспортный. Но, к сожалению, возмещение НДС — это отдельный вид теневого бизнеса. Чтобы с ним бороться, необходимы не НДС-счета, а электронный контроль на таможне, предполагающий фиксацию как экспорта (с нашей стороны), так и импорта (со стороны покупателя). К сожалению, даже эта модель не даст стопроцентных гарантий правомерного возмещения НДС. Ведь в большинстве схем присутствует "интерес" фискалов", — пишет автор.