ВАСУ: процедура погашения налогового долга является самостоятельной и проводится согласно НКУ
Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ) издал информационное письмо от 24.10.2013 г. № 1484/12/13-13, в котором он разъяснил порядок исполнения судебных решений о взыскании с налогоплательщиков средств в счет погашения налогового долга.
В письме ВАСУ напомнил, что порядок взыскания налогового долга плательщиков налогов регулируется ст.ст. 95–99 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Так, взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого плательщика налогов, осуществляется по решению суда. Такое решение направляется на исполнение контролирующим органам в размере суммы налогового долга или его части (п. 95.3 НКУ). Исходя из содержания указанной нормы, ВАСУ отметил, что НКУ установлен особый порядок исполнения судебных решений о взыскании средств с налогоплательщика в счет погашения налогового долга. Органами взыскания по таким решениям, которые осуществляют процедуру их принудительного исполнения, являются контролирующие органы в понимании НКУ. Механизм исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга предусмотрен гл. 12 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22. Этот механизм предусматривает оформление инкассового поручения для принудительного взыскания средств в счет погашения налогового долга. При этом судебное решение, на основании которого с налогоплательщика взыскиваются средства в соответствии с п. 12.4 указанной Инструкции, в банк не подается. Зато реквизиты соответствующего судебного решения указываются в самом инкассовом поручении. Если же достаточные для погашения налогового долга средства отсутствуют, контролирующий орган в соответствии с абз. 2 п. 95.3 НКУ обращается в суд с иском о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества плательщика налогов, которое находится в налоговом залоге. Такое погашение осуществляется на основании указанного решения суда и принятого на его основании решения органа доходов и сборов путем продажи имущества налогоплательщика на публичных торгах и/или торговыми организациями в порядке, определенном п. 95.7–95.21 НКУ. При этом органы Государственной исполнительной службы к этой процедуре не привлекаются. Соответственно, в рассматриваемых случаях нет оснований для открытия исполнительного производства в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV (далее — Закон № 606). Учитывая это, у админсудов отсутствуют основания для выдачи исполнительных листов о принудительном исполнении судебных решений в порядке ст.ст. 257–258 Кодекса административного судопроизводства Украины. Это связано с тем, что процедура погашения налогового долга является самостоятельной процедурой, которая регулируется отдельными нормами, а именно — НКУ, а не Законом № 606. Исключение из приведенного правила составляет процедура взыскания налогового долга с физического лица. В отличие от общего правила, предусмотренного п. 95.3 НКУ, в соответствии с п. 87.11 НКУ орган взыскания обращается в суд с иском о взыскании суммы налогового долга налогоплательщика — физического лица. Взыскание налогового долга по решению суда осуществляется Государственной исполнительной службой согласно Закону № 606. Но выдача исполнительного листа для принудительного исполнения судебного решения о взыскании денежных средств в счет погашения налогового долга может привести к ситуации, когда судебное решение может быть исполнено как по процедуре, установленной НКУ, так и в соответствии с Законом № 606. ВАСУ указывает: при таких обстоятельствах админсуды не должны выдавать органам доходов и сборов исполнительные листы для принудительного исполнения судебных решений о взыскании средств в счет погашения налогового долга плательщика налогов — юрлица.