Украинская экономика: придите, инвестиции, большие и маленькие
Украина нуждается в инвестициях, как в воздухе. Есть ли у нас шанс его получить, или отечественную экономику ждет финансовая асфиксия?
За последние годы инвестиции в Украину поступают стабильно с Кипра, Германии, Нидерландов, России и Австрии. Но лидер инвестирования в нашу страну – Кипр недавно пережил не самые лучшие времена своей экономики, плюс денежные поступления с этого источника – весьма сомнительны. Казалось бы, на сегодня ситуация не столь плоха – по данным Госкомстата, по состоянию на 1 октября 2013 г. общая сумма прямых иностранных инвестиций составляла $56 млрд 565 млн. В конце прошлого года этот показатель был на уровне $54 млрд 462 млн. На первый взгляд, приток происходит. Но какого рода этот капитал и почему его проход на рынок Украины не дает желаемого эффекта роста экономики? Офшоры и в целом тенденция капиталовложения в наше государство такова, что инвесторы предпочитают вкладывать деньги в краткосрочные проекты, зарабатывать на наших ресурсах и уходить с рынка. А в целом не так уж и привлекательна Украина для иностранных инвесторов.
Инвестиции: ждать когда, откуда и куда?
Украина, как манны небесной, ждет инвестиций извне. Причины, по которым они могут прийти в государство, директор Департамента Министерства экономического развития и торговли Украины Евгений Олейников определил следующие:
- Получение возможности максимизировать свою прибыль за счет снижения расходов разными путями: или используя дешевую рабочую силу, или благодаря достаточно низкой налоговой нагрузке. Пример – Китай.
- Возможность доступа к рынкам, на которые другими путями выйти трудно из-за установленных ограничений. Пример – Россия.
- Возможность получения доступа к ресурсам или технологиям, которых нет или недостаточно в других государствах.
Что из этого всего может предложить Украина? Налоговую систему нашей страны "приятной" для инвесторов назвать трудно, рабочая сила относительно дешевая, но не радикально, есть страны, где труд оплачивается значительно ниже. Украинский рынок достаточно открыт (в частности, после вступления в ВОТ много условностей и барьеров для импорта исчезло), поэтому размещать производство в нашей стране с целью получения каналов сбыта – не целесообразно. Хотя как вариант – использовать доступ Украины к рынкам в рамках ЗСТ с СНГ. Но единственный действительно реальный шанс Украины, исходя из вышеизложенного, – это предоставить ресурсы, наиболее привлекательными и конкурентоспособными из которых являются сельскохозяйственные. Речь не идет о том, что эта отрасль единственная из тех, куда могут и, есть надежда, что будут поступать инвестиции, однако она имеет самые большие шансы на это.
Также, по словам Евгения Олейникова, инвестиции в грядущем году ожидаются, кроме указанной сферы, в энергетику и промышленость. Хотя учредитель компании R&B Group Евгений Копатько заметил, что мировые прогнозы относительно нашей страны не такие радужные. Эксперты утверждают, что в краткосрочной перспективе ожидается снижение инвестиционных потоков в Украину на уровне 15-20%. Причина, по мнению г-на Копатько, заключается во всеобщем кризисе – экономическом, политическом, социальном.
Кроме вышеперечисленных проблем, г-н Олейников признал, что на инвестиционный климат нашей страны имеют непосредственное влияние законодательные недочеты и нерешенные вопросы сотрудничества государства и бизнеса. Чтобы улучшить ситуацию, по его словам, необходимо решить проблемы регулирования системы защиты прав собственности, поскольку сейчас инвесторы, даже при наличии желания сотрудничать с нашей страной, не могут быть уверены в том, что у них не возникнет проблем с доказательством права собственности на свое же имущество. В частности, необходимо:
- Решить проблему легализации имущества – по сути признания государством права собственности.
- Решить вопрос возмещения НДС, поскольку сейчас этот процесс происходит несвоевременно, что вызывает проблемы с экспортом.
- Рассмотреть возможности государственно-частного партнерства, то есть основ взаимодействия государства и бизнеса для решения насущных проблем на взаимовыгодных условиях. В частности, государству необходимо предоставить некие гарантии по защите прав инвесторов.
"Стартаперам нужны конфетки"
Инвестиции в новые бизнес-идеи и потенциально прибыльные научные проекты – задача сверхважная, так как экономический потенциал страны базируется не только на наличии природных ресурсов или выгодного географического расположения. От того как государство относится к своему "интеллекту" – много в чем зависит его развитие. Инвестиции в молодое, подающее надежды поколение должно занимать важное место в стратегии развития нашей страны, но, к сожалению, должно, но не обязано. На сегодня средний возраст ученых составляет 50-60 лет, а основная масса "мозгов" без зазрения совести уехала искать лучшей судьбы в США, Германию, даже Россию, где к этому вопросу относятся с большей ответственностью.
По словам вице-президента УСПП по вопросам науки и информационных технологий Ивана Петухова, во многих странах мира, в частности, недалеких прибалтийских, создана целая система поддержки стартапов, функционируют государственные венчурные фонды. В результате до 30% стартапов оказываются удачные и не только с лихвой окупают инвестиции, но и дают странам дополнительные возможности для развития.
Если в Украине и есть интересные разработки в сфере науки и техники, их никто не регистрирует в пределах государства. Ни условия работы, ни вознаграждения за нее не могут привлечь ни одного здравомыслящего человека, который ценит свой труд. В нашей стране были попытки проводить конкурсы стартапов, но они все заглохли. Есть интересные проекты, но конечный результат – лежание на полке стопки бумаг, так как инвестиций в то, чтобы воплощать в жизнь на самом деле интересные идеи – нет. "Молодые люди, которые приносят эти проекты, не получают отдачу. У них был энтузиазм, но, кроме этого, им нужна "конфетка", – констатировал г-н Петухов.
Проблема в том, что даже если инвестиции и приходят в страну, на развитие научного потенциала они практически не идут. Также у нас не существует системы, которая бы объединила науку и внедрение ее разработок в жизнь. Инвесторы – ни внутренние, ни внешние – к сожалению, не видят прямой связи капиталовложения и получения прибыли. Министерство проблему признало, как ее решить – пока думает. Тем временем отечественная наука вязнет в трясине и рискует окончательно уйти на дно.